Стенка на стенку

Источник материала:  

Перепланировку квартир в Беларуси немного упростят. Но станет ли от этого легче ЖЭСам?

В горах действует непреложный закон: поднимаясь в связке на вершину, ты не имеешь права сделать ни одного неосторожного движения. Ведь от него зависит жизнь группы. В многоквартирном доме, поднимаясь на вершину комфорта, люди зачастую забывают не только о нормах приличия, но и об элементарных строительных правилах. В итоге риску подвергаются все... Перепланировка — модное словечко середины девяностых — обрастает все новыми проблемами, переходит в сферу судебной практики и по-прежнему доставляет массу хлопот ЖЭСам. Что и насколько принципиально изменится в этой сфере с 28 ноября, узнал корреспондент «Р».

То, что времена «дикого евроремонта» остались позади, я понял после первых 10 звонков по запросу «перепланировка квартиры в панельном доме». Как только на том конце провода слышали, что речь идет о «самоволке», ответ следовал отрицательный: «Нет, без согласования с исполкомом мы работать не будем. Но можем выполнить всю бумажную работу за вас. Это стоит 1500—2000 долларов. Срок исполнения — месяц». В одной из рекламных газет я все-таки разыскал человека, который взялся выполнить демонтаж стены без лишних формальностей. Но и он предупредил: «Если соседи вызовут ЖЭС с милицией, я умываю руки». Ясно, послушаем, что думают обо всем этом в ЖРЭО.

— Перепланировка — это мода на состоятельность. Люди с деньгами и фантазией желают облагородить окружающее пространство, но не хотят вникать в требования СНБ. Так появляются полы, отапливаемые от батарей или систем водоснабжения. Холодильники, утопленные в нишу вентшахты. Чердаки, присоединенные к квартире на верхнем этаже. И тамбуры между самими квартирами, в которых поставлены глухие металлические перегородки. Мало того, что все это незаконно и небезопасно. Самоволки становятся причиной конфликтов между соседями, заметно усложняют проведение капремонта и приводят к немалому ущербу, — рассказывает «Р» Таисия Найдина, начальник технического отдела ЖРЭО Ленинского района столицы. — История из жизни. В квартире на седьмом этаже сделали перепланировку, превратив бывший гардероб в душевую. В итоге на шестом этаже за полгода отсутствия хозяев отсырели от подтеков сверху и сгнили несколько шуб стоимостью 20 000 долларов. Еще один сюжет. Хозяйка за границей, в квартире заказан дорогой ремонт, разрешения исполкома нет. Рабочие меняют пол — потолок у соседа внизу покрывается трещинами. Жалоба — ЖЭС опломбирует квартиру и дает от ворот поворот горе-мастерам. Работы в ней продолжились только спустя полтора года, когда хозяйка приехала в Минск, заплатила штраф, оформила строительный проект и возместила ущерб соседям. Проблема в том, что отдельные жильцы считают себя умнее проектных институтов, которые годами трудились над конкретной серией домов. Там сделали арку и передвинули дверь, а тут перенесли в другую комнату газовую плиту… Красиво? Может быть. Но в итоге — слабый приток воздуха, сырость, плесень и головные боли. А еще постоянные жалобы от соседей: у вас-то тут теперь кухня, а у них через стенку — спальня. И будьте любезны!

Но изобретать велосипед и искушать судьбу уже давно не надо. Еще в декабре 2006 года принято постановление правительства № 1805. Здесь четко прописана процедура, которая позволяет по правилам сделать ваше «французское окно», увеличить ванную и туалет за счет коридора, сломать и перенести стену… Шаг за шагом (от обращения в ЖЭС и подготовки проекта до акта приемки квартиры в эксплуатацию) тут расписаны все действия жильца. Остается только выполнить их. Но для кого-то месяц согласований — это очень долгий срок… Так появляются фирмы-посредники. Так возникают квартиры, новую планировку которых не посчитали нужным утвердить у архитектора района и пригласить технадзор на время проведения строительных работ. Но, увы, самоволка — это мина замедленного действия. Рано или поздно она выйдет хозяину боком.

— Как только речь заходит о продаже или приватизации, люди обращаются в БРТИ. И вот тут их ждет неприятный сюр­приз: с незарегистрированными изменениями жилье ни продать, ни купить, ни обменять не получится. А значит, придется начинать с нуля: платить штраф и узаконивать самоволку по всей форме. Только в этом году в нашем районе составлено около сотни административных протоколов на нарушителей. В то же время 99 процентов из пяти сотен подавших заявление успешно получили разрешение на согласование перпланировки, — показывает стопку документов Таисия Найдина. — Что ожидает самовольщиков дальше? Суд. И штраф от 350 тысяч до 1 млн. 50 тысяч рублей. Если первый протокол не привел жильца в чувство, тут же составляется второй. После него судья вправе принять решение о принудительном восстановлении квартиры в прежних границах. Но до этого, правда, доходит редко.

О чем говорят данные 9 месяцев нынешнего года? Заметно сократилось количество исковых заявлений, переданных юристами районных ЖРЭО в суды (со 132 до 69), а также выданных жильцам предписаний (с 2033 до 1471). Но в Минском городском жилищном хозяйстве не склонны видеть в этом коренного сдвига к лучшему. Рано радоваться…

— Проблема по-прежнему актуальна. В столице масса коммерческих организаций, которые готовы взяться за перепланировку даже без согласования с исполкомом. И лишить их лицензии за это невозможно: договор между собственником и юрлицом заключен. Какие к ним могут быть претензии? В то же время качество выполняемых работ оставляет желать лучшего. О чем можно говорить, когда даже окна ПВХ, которые массово устанавливают некоторые ИП, потом показывают коэффициент теплопроводности гораздо ниже 1. Отсюда изморозь на подоконниках и промерзающие насквозь комнаты… Как можно бесконтрольно доверить таким умельцам перестановку стены или обустройство утепленной лоджии? — задается вопросом Виктор Дюбанов, главный инженер ГО «Минское городское жилищное хозяйство». — Мне доводилось видеть квартиры, в которых такие вот мастера напрочь сносили все несущие стены. Или прокладывали от батареи теплые полы в ванной, кухне, на балконе и в комнатах. В итоге потребление тепла в доме увеличивалось на 25 процентов… Представляете, сколько средств потом нужно потратить жильцу, чтобы привести все это безобразие в соответствие с CНБ. Так, скажите, не проще ли сразу обратиться в ЖЭС и оформить все документы в соответствии с правилами и с ведома исполкома? Многие, услышав о последних изменениях в постановлении Совета Министров от 31 декабря 2006 года, решили, что согласовывать больше ничего не придется. Но это в корне неверно. На откуп жильцу отданы только те незначительные виды работ, которые он сможет выполнить самостоятельно. Без разработки и утверждения проектной документации. И, разумеется, без риска для несущей способности дома.

Итак, какие же виды работ нам с вами больше не придется согласовывать с местным райисполкомом? Речь идет о замене напольного покрытия, демонтаже ванны и замене душевой кабины. Переносе существующей или установке дополнительной водоразборной арматуры (кранов, смесителей). Сюда также отнесена замена внутриквартирных трубопроводов водоснабжения и канализации. Вот, в принципе, и все. Положение вступает в силу с 28 ноября.

— Сфера, о которой мы с вами ведем речь, очень серьезная и требует пристального внимания со стороны специалистов. Но не стоит перегибать палку там, где в этом нет необходимости. Зачем гонять по ЖЭСам и исполкомам человека, который просто хочет перестелить пол или поставить второй кран в ванной? Нужен ли для этого утвержденный архитектором проект? Да вряд ли, — рассуждает Виолетта Андрианова, главный инженер управления жилищного хозяйства Минжилкомхоза. — С 2006 года число дел по незаконным перепланировкам, переданных в суды республики, уменьшилось в полтора раза. А количество составляемых протоколов сократилось с 5456 до 3085. Это значит, что принятая в свое время законодательная база работает, и работает эффективно. Что же касается принятых изменений, то они в пользу человека и общему процессу нисколько не повредят.

←Дед Мороз по-скандинавски. В Минск приедет главный волшебник из холодной Лапландии

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика