БЕЛОРУССКОМУ ФЛОТУ — БЫТЬ!

Источник материала:  
БЕЛОРУССКОМУ ФЛОТУ — БЫТЬ!

Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси совсем недавно заверило журналистов: до создания белорусского морского торгового флота осталось совсем немного. Схемы и условия его формирования уже определены, осталось выбрать стратегического инвестора. Об особенностях выполнения проекта и новых возможностях, которые откроет перед нашей страной собственный флот, а также планах по развитию внутреннего водного транспорта в интервью корреспонденту БЕЛТА рассказал начальник управления морского и речного транспорта Минтранса Бронислав Говоровский.
— Переговоры с зарубежными инвесторами о создании белорусского морского торгового флота тянутся достаточно давно. Есть ли результаты? Может ли первое сухогрузное судно появиться у Беларуси уже в следующем году?
— Интерес к созданию белорусского морского торгового флота проявляют сразу несколько потенциальных инвесторов, любой из которых имеет возможность обрести статус стратегического партнера. Все зависит от планируемого вклада в проект и значимости этого инвестора для Беларуси.
По итогам договоренностей, достигнутых во время переговоров, потенциальные инвесторы прорабатывают варианты создания в нашей стране судоходной компании с приобретением морских судов для выполнения перевозок белорусских внешнеторговых грузов и грузов иностранных фрахтователей, в том числе путем создания совместных или иностранных предприятий на условиях заключения инвестиционного договора.
Отмечу, что главным условием участия инвесторов в финансировании проектов приобретения морских судов является предоставление гарантий обеспечения этих судов долгосрочной грузовой базой перевозок. Пока основные белорусские экспортеры и импортеры продукции, в компетенции которых находится решение этого вопроса, занимают в отношении его урегулирования пассивную позицию, что не позволяет перейти к практической реализации проекта.
— Какие преимущества у нас появятся с созданием флота и на каких морских маршрутах нам выгоднее сегодня работать?
— Сформировав собственный флот, мы сможем повысить эффективность экспорта и конкурентоспособность белорусской внешнеторговой продукции за счет оптимизации всех звеньев ее транспортировки и импортозамещения услуг морских перевозок. Появятся новые возможности для расширения транзитного потенциала страны, усиления транспортной составляющей национальной безопасности и обеспечения независимости внешней торговли Беларуси. Среди преимуществ проекта также экономия и наращивание валютных ресурсов, повышение международного авторитета Беларуси в целом.
Морские суда могут использоваться для перевозки грузов в любых регионах мира, на любых маршрутах, согласованных продавцом и покупателем во внешнеторговом контракте на поставку товара. Вместе с тем, наиболее выгодными маршрутами морских перевозок являются те, на которых существует возможность организации обратной загрузки судов, позволяющей их владельцам избежать издержек по совершению порожних переходов, а фрахтователям — снизить стоимость услуг морской перевозки.
— Сколько морских судов планирует закупить Беларусь? На каких условиях?
— По согласованию с правительством реализацию проекта по созданию белорусского морского торгового флота предполагается осуществить без средств республиканского бюджета, а путем привлечения к его финансированию инвесторов. Количество судов, которое может быть приобретено с их участием, определяется гарантиями белорусских экспортеров и импортеров по обеспечению этих судов долгосрочной грузовой базой перевозок.
— Развитие флота — это не только морские суда, но и соответствующая инфраструктура для перевалки грузов. Каким образом будет решаться вопрос о ее развитии? Какие виды грузов нам выгоднее перевозить и в каких направлениях?
— Вопросы создания или приобретения в морских портах инфраструктуры для перевалки грузов относится к исключительной компетенции белорусских экспортеров и импортеров продукции, обладающих значительными объемами поставок внешнеторговых грузов через морские порты и долгосрочными контрактами на их обслуживание в порту.
Выбор порта перевалки осуществляется исходя из комплексной оценки затрат по транспортировке и перевалке продукции через этот порт и технических характеристик его инфраструктуры. А конкретные объемы поставок определяются и корректируются с учетом конъюнктуры мировых торговых и транспортных рынков и существующей конкуренции между портами за привлечение грузов.
— Как будет совершенствоваться система внутреннего водного транспорта нашей страны? Когда-то речной транспорт входил в «большую тройку» белорусских грузоперевозчиков — наряду с железной дорогой и автомобилями, сейчас отрасль явно переживает кризис…
— Это не совсем так: динамика объемов перевозок грузов водным транспортом за последние годы показывает, что роль этого транспорта возрастает. С 2002-го по 2009 год объем перевозок грузов внутренним водным транспортом вырос в 3,4 раза. За 10 месяцев нынешнего года речным транспортом перевезено во внутриреспубликанском сообщении 5,5 млн.т грузов, что составляет 116,8 % к соответствующему периоду 2009 года. Объем перевозок пассажиров достиг 192,6 тыс. человек, или 107,5%.
Дальнейшее развитие перевозок внутренним водным транспортом будет проходить за счет наращивания объемов внутриреспубликанских перевозок минерально-строительных грузов, таких как щебень, каменный отсев, песок, песчано-гравийные смеси. Их объемы будут определяться потребностями строительного комплекса страны, включая строительство и реконструкцию автомобильных дорог, возведение строительных площадок промышленных и гражданских объектов, находящихся в приречных районах.
Развитие пассажирских перевозок планируется осуществлять на всех судоходных реках Беларуси в областных центрах и крупных населенных пунктах за счет открытия новых пассажирских и экскурсионных маршрутов. Получат развитие смешанные железнодорожно-водные и автомобильно-водные туристические перевозки. Для оказания туристических услуг будут использоваться маломерные суда.
— Качество услуг внутреннего водного транспорта по перевозкам пассажиров в нашей стране далеко не на самом высоком уровне. Планируется ли их совершенствование? Что необходимо для развития туристического потенциала в этой области?
— Существующий незначительный пассажиропоток связан с развитостью автобусного сообщения, невысокой скоростью движения судов, незначительным количеством населенных пунктов вдоль рек. Все это, а также сезонный характер перевозок, в среднем 5 месяцев в году, не обеспечивают окупаемости таких перевозок.
Все пассажироперевозки дотируются местными органами управления. В этих условиях инвестирование организациями в такие проекты значительных средств экономически нецелесообразно. Учитывая социальную направленность пассажирских перевозок водным транспортом, дальнейшее их развитие, в том числе расширение маршрутной сети, будет зависеть от позиции местных органов управления. Именно в их компетенции находится решение транспортных вопросов региона.
Добавлю только, что пассажирские перевозки внутренним водным транспортом в настоящее время осуществляются в таких городах, как Брест, Пинск, Гомель, Лоев, Бобруйск, Минск, Гродно, Витебск, а также на Выгонощанском озере (Брестская область). Перевозки по регулярным маршрутам выполняются в Пинске, Гомеле и Лоеве. В остальных городах организованы перевозки на прогулочных маршрутах.
— Возможно ли расширение сотрудничества с ЕС по проектам в области внутреннего водного транспорта, к примеру, по восстановлению внутреннего водного пути на участке Днепр-Висла-Одер?
— Работа по развитию сотрудничества с ЕС в области внутреннего водного транспорта и созданию этого воднотранспортного соединения проводится на постоянной основе. Проект решили поддержать транспортные ведомства Польши и Украины. 1 марта нынешнего года в секретариат программы трансграничного сотрудничества Европейского союза «Польша-Беларусь-Украина» подана заявка на разработку технико-экономического обоснования создания водного пути Запад-Восток (Днепр-Висла-Одер). Работу в этом направлении планируется продолжать.
— Как будет развиваться судостроительная отрасль в Беларуси? Можно ли ожидать ее возрождения?
— В последние годы судостроительная отрасль вышла из депрессивного состояния. На судостроительно-судоремонтных заводах увеличивается выпуск профильной продукции. В основном это ремонт и модернизация судов. За последние годы на Пинском судостроительно-судоремонтном заводе построено три новых пассажирских судна. В 2011 году на судостроительно-судоремонтных заводах страны планируется построить два пассажирских теплохода и три земснаряда, отремонтировать и модернизировать около 25 судов различного назначения.
— Как повлиял кризис на работу белорусских транспортно-экспедиционных компаний? Наблюдалась ли динамика роста объемов перевозок такими компаниями в 2010 году?
— В январе-сентябре нынешнего года объем грузовых перевозок всеми видами транспорта Беларуси составил 224,8 млн.т, что на 11% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Эти цифры говорят в том числе о положительной динамике роста объемов оказания услуг белорусскими транспортно-экспедиционными компаниями.

Ольга Белявская
←Дурманом лишь повеяло

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика