Превращать ли дом в роддом? Только за прошлый год у нас в стране было зарегистрировано 225 родов на дому, причем 72 ребенка появилось на свет без участия врачей или медперсонала
— В тот вечер вся семья, включая старшего ребенка, была в сборе, — вспоминает Людмила. — У всех была настоящая паника. Муж от моих криков просто с ума сходил, а медики некоторое время стояли в растерянности и смотрели на меня. Видимо, опыта в таких делах у них было немногим больше, чем у меня. Через некоторое время акушерке все же удалось справиться с волнением, и она сумела принять роды. Потом меня с малышом сразу же увезли на “скорой”. После рождения Леонарда женщине пришлось еще долго лежать в больнице, где ей делали бессчетное количество уколов от инфекции. Все закончилось хорошо: ни мальчик, ни его мама не пострадали. Правда, когда Людмила готовилась рожать своего третьего малыша, не было даже и речи о том, чтобы снова сделать это дома. Но далеко не все женщины согласны с Людмилой. По данным Минздрава, только в Минске количество родов на дому возросло за последние пять лет почти в 10 раз.
Современные повитухи
В западных странах уже давно никто не удивляется желанию женщины родить дома. В США и Англии, например, есть своего рода участковые акушерки, или “мидвайф”, которым официально разрешено наблюдать женщин во время беременности, а также принимать роды там, где этого захочет будущая мать. В Беларуси такая практика по-прежнему остается вне юридического поля. Никакой закон роды на дому не предусматривает. Во времена сложной демографической ситуации медики с предельным вниманием относятся ко всем беременным женщинам, каждая из них находится под строгим контролем врачей. Даже при большом желании будущей матери принять роды вне медицинской палаты ни один специалист не согласится. Такое бывает лишь в случаях, когда довезти женщину до роддома по различным причинам оказывается невозможно.
Врачебное таинство
— Беременность и роды являются не патологическим процессом, а особым физиологическим состоянием женщины, которое все же подразумевает наблюдение и контроль специалистов, — объясняет доктор медицинских наук, профессор кафедры акушерства и гинекологии БГМУ Юрий МАЛЕВИЧ. — Желательно также, чтобы таинство рождения человека происходило в специально оборудованном помещении. Роды на дому без оказания медицинской помощи рассматриваться как норма не могут. Более того, это не приветствуется ни одной цивилизованной нацией или конфессией. В последнее десятилетие действительно существует тенденция к увеличению количества желающих рожать в привычной, повседневной обстановке. Но в данном случае дом или квартира рассматриваются просто как стены, помещение, которое выбрала женщина. В комнате обязательно присутствие акушера-гинеколога и неонатолога.
Родной климат
Несомненно, собственное жилье женщины имеет ряд преимуществ перед родильными домами. Во-первых, привычный для будущей матери микроклимат. Исключается возможность заражения госпитальной инфекцией, которая, к сожалению, все еще встречается, хотя и достаточно редко. Во-вторых, многим роженицам просто необходимо присутствие близких людей. Ведь нахождение в роддоме само по себе вызывает у некоторых стресс и панику. Конечно, у нас проводятся так называемые партнерские роды, когда кто-то из членов семьи, чаще всего муж, находится рядом с женщиной во время появления на свет их ребенка. Но тут речь идет лишь об одном человеке, а дома поддерживает вся семья. Кроме того, у женщин в привычной обстановке гораздо легче проходит послеродовой период, естественно, под контролем специалистов. Но помимо преимуществ есть еще и обязательные условия для того, чтобы иметь возможность рожать дома. Главное — это здоровое физиологическое течение беременности и нормальные роды. И другое немаловажное условие — наличие экстренной связи и хороших подъездных путей. В случае непредвиденных осложнений женщина должна быть доставлена в медицинское учреждение немедленно.
Самое дорогое
Примерно 15 лет назад в Минске существовали специальные акушерско-гинекологические бригады скорой помощи, одной из обязанностей которых был прием родов на дому, — вспоминает Юрий Малевич. — Но эта практика не получила распространения. Белорусские медики до сих пор не имеют лицензии на частную деятельность, хотя, например, в Западной Европе широко распространена система так называемых семейных врачей. Сейчас регистрация детей проводится исключительно через родильные дома, которые подают справку о рождении в загсы и другие учреждения. По положению, даже если женщина родила за пределами больницы, она должна быть сразу же туда доставлена вместе с младенцем. В противном случае материнство придется доказывать через суд. Нередко вопрос жизни и смерти матери и ребенка решают считанные минуты. Малейшее осложнение или задержка в оказании помощи могут стать роковыми. Поэтому преимущества государственной системы отслеживания беременности и родов неоспоримы. Тем более что сейчас в медицинских учреждениях женщинам могут предоставить и отдельную палату, и персонального врача. За дополнительные удобства придется заплатить, но ведь дороже жизни все равно ничего нет.