Юрий Бандажевский: любая власть на нашей земле не должна иметь отношения к атомной энергии

Источник материала:  
Руководитель координационного аналитического центра «Экология и здоровье» (Киев), доктор медицинских наук, профессор Юрий Бандажевский в интервью «Белорусским новостям» рассказал.

Юрий Бандажевский. Родился в 1957 году в Гродненской области. Окончил Гродненский государственный мединститут. В 31 год стал самым молодым в СССР доктором медицины, а в 33 — профессором. В 1990 основал и возглавил Гомельский мединститут. Известен исследованиями на тему влияния на здоровье человека малых доз радиации. Автор более 240 научных работ.
В 1999 году был арестован. В 2001 признан виновным в получении взятки и осужден на 8 лет. «Международная амнистия» признала его узником совести, полагая, что Бандажевского посадили за критику действий белорусских властей после катастрофы на ЧАЭС. В 2001 году Бандажевский стал 25-м обладателем Паспорта свободы, который дает право выбирать в качестве места жительства любую страну европейского континента.
После освобождения по амнистии с 2005 года жил во Франции. Теперь в Киеве возглавляет центр «Экология и здоровье», который занимается изучением воздействия радионуклидов на организмы людей, уже поврежденные воздействием радиации. Центр патронируется Европейским парламентом.

Почему нельзя считать западные районы Беларуси чистыми и почему, на его взгляд, строительство АЭС в нашей стране является неприемлемым.
Начался разговор с просьбы прокомментировать оценку влияния будущей белорусской АЭС на окружающую среду и здоровье человека, сделанную экспертами Минздрава и Национальной академии наук в совместном документе.

— Необходимо учитывать не только внешнее облучение, но и внутреннее, которое получают люди посредством поступления радионуклидов через пищу и воду. Например, поступающий в организм цезий гораздо более опасен для здоровья, чем тот, что воздействует через окружающую среду. Исследования, проведенные в Гомельском медицинском университете, доказали, что радионуклиды, попадающие в организм с пищей, вызывают стойкое поражение жизненно важных органов. Внутреннее облучение намного опаснее фонового, но оно не учтено в официальной оценке воздействия радиации на организм человека.

— Что еще необходимо учитывать, говоря о радиации в Беларуси?

— Прежде всего то, что население страны контактирует с радионуклидами более пятидесяти лет. И еще — нельзя говорить о западе страны, Гродненской области в частности, как о чистой территории.

— Тогда получается, что таковых в Беларуси нет вообще?

— Именно. Все население Беларуси контактировало с радионуклидами и пострадало от этого как до, так и после аварии на ЧАЭС. Радиация разносилась по стране через продукты питания. Поэтому я бы не стал как о положительной тенденции говорить о том, что в Гомельской области заболеваемость и смертность населения не имеет статистически значимых различий по сравнению с таковыми показателями в целом по республике или сравнивать показатели с имеющимися в Гродненской области. Вся Беларусь заражена радионуклидами, а организмы наших людей, на протяжении многих лет контактирующие с радионуклидами, повреждены ими. Относиться к белорусам нужно если не как к больным, то как к пострадавшим от воздействия радиации.

— Речь идет о различных поколениях, включая рожденных в постчернобыльские годы?

— Конечно. Происходит мутационный процесс. Проявление болезней наблюдается через поколение и даже позже. Поэтому в нашей стране нужно думать, как спасти людей, а не мечтать о развитии атомной энергетики. В противном случае территория Беларуси может остаться без белорусов. Возможно, такой вариант и интересен кому-либо, но не мне. В моем понимании строительство атомной станции нужно больше всего для политических игр и опасно для здоровья будущих поколений.

— Однако белорусские власти активно внушают населению, что станция будет безопасной для окружающей среды и здоровья людей. 

— Таких атомных станций не бывает. Речь идет о минимальных выбросах, но загрязнение территорий около станции, особенно водных бассейнов, достаточно высокое. Естественно, они будут разносить радионуклиды и далее. В этой связи мне понятно беспокойство Литвы из-за планируемого соседства этой страны с белорусской АЭС. Есть исследования британского профессора Криса Басби, в которых отмечено, что рак молочной железы у женщин, проживающих в пятикилометровой зоне вокруг атомных станций Великобритании, в два раза выше, чем на остальной территории страны. Также там возрастает частота лейкемий у детей.

Таким образом, радионуклиды, которые будут выбрасываться в окружающую среду в нормальном режиме работы АЭС, окажут неблагоприятное воздействие на здоровье людей, проживающих на близлежащих к станции территориях.

— Это означает, что дозы радиации, которые называются безопасными для человека, таковыми не являются?

— Это означает, что те дозы, которые безопасны в фоновом режиме, при попадании внутрь организма таковыми не являются. Речь идет о том, что реальные дозы, которые могут накопиться у населения, проживающего в зоне будущей АЭС, будут колебаться в пределах 8-50 мкЗв/год. Доза в 50 беккерелей, определенная в качестве безопасного рубежа для поступления в организм, уродует жизненно важные органы и системы, тотально нарушает развитие детей. Значит, атомная станция — не то, что нужно белорусам.

— Где же тогда взять необходимую Беларуси энергию?

— Развивать альтернативные виды энергии. И еще — если бы власти сказали правду о ситуации в Беларуси после Чернобыля, а не прятались за лживыми цифрами, нам бы помогли справиться с последствиями аварии и помогли бы решить проблему энергии без строительства атомной станции.

— Одним из аргументов белорусских властей относительно строительства АЭС является то, что в мире работает 436 ядерных энергетических реакторов. С их помощью в Западной Европе производится около 29% всей электроэнергии в регионе, в Северной Америке — 19% и Восточной Европе — 18%.

— МАГАТЭ популяризирует атомную энергию, несмотря на ущерб, существующий от ее применения. В то же самое время организация не отказывается от соглашения со Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) по нераспространению информации о радиационных рисках, поражениях организма человека в результате радиационного воздействия. В такой ситуации страдают все страны, где есть атомная энергетика. Тем временем ВОЗ активно распространяет данные о других факторах, которые вредят организму человека, однако самый мощный и страшный — радиацию — игнорирует. На мой взгляд, если бы международное сообщество знало правду, оно бы занимало другую позицию в отношении атомной энергетики.

В желании развивать ее в Беларуси просматривается желание войти в ядерный клуб. Это и понятно: среди прочего речь может идти о производстве радиоактивных элементов для атомной бомбы. Такова политическая сторона вопроса строительства станции. На мой взгляд, любая власть на нашей земле не должна иметь отношения к атомной энергии. Мы получили трагический урок от аварии на ЧАЭС. Часть радионуклидов, выпавших тогда на территорию Беларуси, являются долгоживущими, эффект от воздействия которых на человека и природу нам не известен. Поэтому подчеркну: тащить атомную энергию в Беларусь — преступно.

Крынiца: Белорусские новости

←Што рабіць, калі згубіліся вашы блізкія

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика