Генплана громадье
Главный архитектор Минска Виктор Никитин обещает, что на охрану пешеходной части города заступят городовые, а новый генеральный план станет менее «законсервированным»
Власти Минска переделали давно готовый генеральный план развития столицы: население и Президента не устраивал массовый снос частного сектора. Тем более что усадебная застройка города из старых деревянных изб давно превратилась в приличные коттеджи, ломать которые было бы неразумно. «Люди научились строить, и это хорошее, добротное современное жилье», — признал главный архитектор столицы Виктор Никитин. Только 5 % частного сектора под снос, остальное оставить – такой вариант устроил обе стороны, и 5 мая глава государства утвердил генеральный план развития Минска до 2030 года.
В 1982 году власти города уже создавали генплан, который предполагал развитие столицы на долгие двадцать лет вперед. Но жизнь слишком активно вносит коррективы. Ныне решено избегать долгих хождений по высоким инстанциям для утверждения дополнений и изменений. Поэтому в последней редакции указа появился пункт, никогда не фигурировавший ни в одном генплане. Он позволяет Мингорисполкому самостоятельно вносить изменения, которые не противоречат основным положениям развития города.
— Некоторые ошибочно полагают, что в генеральном плане будет расписано, где и когда какой-либо домик будет сноситься или строиться. Но генплан – это стратегический документ, не жесткий и не законсервированный, — поясняет председатель комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома.
Задыхаясь от плотной застройки (например, в Вильнюсе в три раза меньшее количество жителей, но вдвое большая территория), Минск выплеснулся за пределы кольцевой дороги. С 350 квадратных километров к 2030 году он может разрастись до 550 «квадратов». Далее территориально город развиваться не станет.
Решено ограничить и его население, которое не должно превысить 2 миллиона человек. То, что в Минске к 2000 году будет жить 2,1 миллиона жителей, предполагали еще в 1982 году, но «предсказания» оказались не совсем верны (сегодня население не превышает 1,8 миллиона). Да, столица растет, но, к сожалению, не столько из-за рождаемости, сколько за счет притока иногородних.
Чем больше жилья будут строить в Минске, тем больше будет поток приезжих, утверждает Виктор Никитин. Именно поэтому Мингорисполком отстоял оптимальные объемы ежегодного строительства жилья не более 1,2 миллиона квадратных метров. «Мы в советские годы строили по 900 тысяч», — вспоминает главный зодчий. Аврального увеличения из года в год количества «квадратов» столица не выполняет не только из-за нехватки производственных мощностей. Ввод каждого жилого квартала должен сопровождаться строительством детсада, поликлиники, школы, а возведение объектов соцсферы заметно отстает да и обходится в солидную копеечку. Значит, предлагают власти города, нужно возводить оптимальные объемы, а недостающие добирать в пригороде.
При выборе между Заславлем, Логойском, Дзержинском и прочими претендентами на звание города-спутника предпочтение было отдано Смолевичам. Экспериментальный жилой район, который появится там, позволит определить, захотят ли минчане жить в пригороде. Пока власти с сомнением смотрят на подобные перспективы, отмечая, что заставить переселиться кого-либо из Минска будет трудно. Должны быть определенные жилищные льготы либо условия, близкие к столичным.
Если сейчас в среднем на каждого горожанина приходится около 20 квадратных метров, то к 2030 году эта цифра составит 32 «квадрата», что будет сопоставимо с европейскими стандартами. Вероятно, улучшится и экологическая ситуация, поскольку Минск активно «выдавливает» заводы в пригород. Предстоит вынести из центра 23 предприятия, а вообще, санитарным параметрам не соответствуют около 200 производств. Впрочем, одно дело планы, а другое — их реализация. Ведь перенести за пределы города дымящий жженым машинным маслом радиаторный завод Мингорисполком планировал очень давно. Пока не получилось. А чтобы установить на нем современные очистные сооружения, понадобится свыше 100 миллионов долларов.
Согласно генплану природно-ландшафтная территория столицы расширится до 14,6 тысячи гектаров. Новые скверы, парки, бульвары и увеличенная лесопарковая зона позволят минчанам чаще проводить досуг на лоне природы.
Для тех же, кто ее загрязняет, — свои стандарты. Хотя, как признает Виктор Никитин, с объемами прироста автопарка не справился ни один европейский город. Планируется, что на одну семью у минчан будет одна машина. А значит, на тысячу квартир предстоит построить 380 машиномест. Кроме того, предполагается увеличить количество развязок, расширить некоторые улицы. Еще один несомненный и уже одобренный проект — строительство второй Минской кольцевой автодороги. Она появится в 2013—2015 годах и будет расположена в 10—15 километрах от границы города, поэтому, скорее всего, будет называться «объездной».
Не отказался Минск и от прежних планов превращения в пешеходную часть некоторых центральных улиц, правда, пересмотрев подобную стратегию. Закрывать улицы можно, когда там будет развита социальная инфраструктура из множества магазинов и кафе, считает главный архитектор. Вот тогда в Минске может появиться свой Арбат. Пока же первым запретным местом для автотранспорта станет Верхний город. Исторический центр, который будет пешеходным уже летом, возможно, украсят стилизованные городовые — не манекены, а настоящие стражи порядка.
В августе на водохранилище в Дроздах начнется строительство аквапарка. Этот развлекательный проект площадью 19 тысяч квадратных метров будет уникальным даже для Европы. Завершить его строительство планируется к 2012 году.
Проспект Победителей украсит комплекс «Лидо» с торгово-развлекательным и спортивным центром. В четырехэтажном здании разместится кинотеатр, зал для боулинга, два крупных торговых центра, а на верхнем этаже — ледовая площадка. Завершается строительство паркинга на 2,6 тысячи машино-мест, а открыть комплекс планируется через два года.
За последние годы число желающих вкладывать деньги в развитие объектов в столице немного поубавилось, отмечает главный архитектор. Ушли фантазеры и прожектеры, обещавшие вкладывать заоблачные суммы, остались реальные инвесторы, отстаивающие каждый доллар. А многие крупные торговые бренды, как, например, «Ашан», и вовсе предлагают прийти в Минск только на условиях аренды уже построенного для них помещения.