Разрешат ли «автомобильный» референдум?
Центризбирком в ближайшее время должен определиться: регистрировать или нет инициативную группу по проведению референдума против увеличения таможенных пошлин на легковые автомобили. Пикантность ситуации в том, что и Государственный таможенный комитет на днях выступил за сохранение для физических лиц действующих в Беларуси ставок «растаможки» иномарок. Какое решение примет ЦИК?
На заседании круглого стола о перспективах Таможенного союза заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Леонид Досов сообщил о позиции ведомства сохранить существующий в Беларуси уровень ввозных таможенных пошлин на автомобили для физических лиц. По мнению зампредседателя ГТК, «какие-то изменения вносить нецелесообразно, поскольку это касается большого количества наших граждан».
Экономист Сергей Чалый тоже не видит экономических причин, по которым государство было бы заинтересовано в повышении пошлин.
- Пошлины - издержки, которые Беларусь платит за присоединение к Таможенному союзу, - отмечает эксперт «Завтра твоей страны». - Уже понятно, что никаких выгод (в частности, получения энергетических товаров беспошлинно) от союза Беларусь не получает. Вот почему белорусские власти подумывают: а нужен ли вообще такой союз.
Сейчас, как полагает Сергей Чалый, в белорусском руководстве идут поиски элегантного способа «этот союз похоронить».
Один из вариантов уже предложили представители оппозиции, передав 14 апреля в Центризбирком документы на регистрацию инициативной группы по проведению референдума против увеличения таможенных пошлин на автомобили. Партия БНФ создала инициативную группу (122 человека из всех областей и столицы) по проведению референдума, на который был бы вынесен вопрос: «Поддерживаете ли вы сохранение размера пошлин на ввоз в Беларусь легковых автомобилей зарубежного производства на уровне 26 ноября 2009 года?».
Лидер БНФ Алексей Янукевич прогнозирует, что, в случае проведения референдума, против введения новых таможенных пошлин проголосует более 90% людей, «поскольку никто из простых белорусов не заинтересован в том, чтобы цены на автомобили выросли почти в два раза».
Вопрос о сохранении прежних пошлин - как раз и есть та точка, где интересы народа, властей и оппозиции совпадают. Таким образом, руководству страны выгодно поддержать инициативу БНФ как раз в то время, когда идет переговорный процесс по размерам ставок ввозных таможенных пошлин для физлиц. Этот вопрос должен быть окончательно решен до 1 июля текущего года.
Впрочем, как отмечает руководитель юридической комиссии Белорусского Хельсинского комитета Гарри Погоняйло, механизмы реализации гражданских инициатив в Беларуси не отработаны.
- Власти не заинтересованы в таких инициативах. Как только кто-то проявляет интерес к подобным мероприятиям, их тут же начинаются приглашения в прокуратуру. Власти боятся совместных инициатив, идущих снизу, а не инспирируемых сверху, - полагает эксперт.
По словам юриста, право граждан на инициирование референдумов закреплено в Конституции, в законодательстве о проведении плебисцитов.
- Но этот процесс настолько зависит от органов исполнительной власти, что они любую инициативу могут запутать таким образом, что граждане или добровольно откажутся от нее, или просто не смогут ее реализовать, - считает Гарри Погоняйло.
Центризбирком выносит свое решение с учетом заключения Министерства юстиции о том, может ли этот вопрос рассматриваться на республиканском референдуме.
Референдум может носить для властей и законодателей рекомендательный характер. Однако если он влечет за собой прямое изменение действующего законодательства, значит, обязывает законодателей подчиниться воле большинства, высказанной на референдуме.
- Если сами власти этого не захотят, то сделать это крайне сложно, - считает юрист. - По поводу автореферендума могу с уверенностью сказать, что Центризбирком найдет «выверты», по которым откажет в регистрации инициативной группы по его проведению.
Аналогичного мнения придерживается и политолог Александр Класковский.
- С большой долей вероятности можно прогнозировать отрицательный ответ. Мне кажется, что инициаторы плебисцита это тоже прекрасно понимают, - отмечает эксперт.
С другой стороны, как считает политолог, инициатива все же сработала. Именно она заставила власти «шевелиться». Чиновники самого высокого ранга стали дружно твердить, что будут насмерть стоять за старые пошлины.
- Они пытаются перехватить инициативу оппозиции, но практическая польза все же есть: обывателю все равно, кто добьется этого, главное - чтобы иномарки не подорожали, - поясняет эксперт. - Что касается возможности проведения плебисцита, если его не инициировали власти, то весь предыдущий опыт новейшей истории Беларуси показывает, что эта попытка обречена на провал.
В то же время заместитель председателя Партии БНФ Игорь Ляльков (в случае регистрации инициативной группы - ее руководитель) убежден, что если Центризбирком будет руководствоваться исключительно законом, то инициативная группа должна быть зарегистрирована.
- Но в последние несколько дней меня несколько настораживают действия прокуратуры. Членов нашей группы вызывают и задают вопросы об учредительном собрании. Это можно расценивать, как определенное давление на них. Возможно, таким образом, подготавливается почва для отказа в регистрации, - предполагает инициатор плебисцита. - С юридической точки зрения, нас невозможно не зарегистрировать. Это может быть только политическим решением.
Если инициативную группу не зарегистрируют, то, согласно избирательному кодексу, это решение можно обжаловать в Верховном суде.
- Мы, естественно, этим правом воспользуемся, - подчеркивает Игорь Ляльков.
В случае регистрации группы у нее будет два месяца, чтобы собрать необходимые для проведения референдума 450 тысяч подписей. Инициаторы уверены, что это получится, учитывая настроения общества и то, что вопрос о повышении пошлин затрагивает интересы широких слоев населения.