Обертка и товар

Источник материала:  

Обертка и товар

О работе продавца–консультанта

Бывает, вспоминаю товарный дефицит перестроечных лет: пустые прилавки, заполненные в продуктовых магазинах плавлеными сырками, а в промтоварных — пластмассовыми расческами. Бесконечные очереди: за маслом, молоком, туалетной бумагой, коврами и золотом... И — никаких сомнений перед выбором: бери, что дают. Надо, не надо — вдруг пригодится!


То ли дело сейчас — десятки, а порой и сотни сортов и наименований одного вида продукта манят покупателя зазывными этикетками, броскими ярлыками. Чему отдать предпочтение, как сориентироваться в этом океане потребительских возможностей? Соответственно, изменилась и профессия продавца. Теперь за прилавками и в торговых залах появились люди с бейджами «продавец–консультант». Именно они квалифицированно могут рассказать все о заинтересовавшем покупателя товаре. Грамотно посоветуют, что подойдет именно вам. Переведут на простой язык мудреные «технические характеристики». Объяснят, из чего же именно сделана понравившаяся вам колбаса...


О том, что должен уметь продавец–консультант, я прочитала в Едином тарифно–квалификационном справочнике работ и профессий рабочих. Там не один пункт. Оказалось, что обладать он должен поистине энциклопедическими знаниями. Состав товара, свойства, качество, конструктивные особенности, назначение, правила эксплуатации, вкусовые качества... Даже в модных нынче тенденциях он должен ориентироваться! А еще быть неплохим психологом, дизайнером и даже шоуменом. Надо уметь покупателя убедить, быть готовым виртуозно разрулить конфликтную ситуацию, с фантазией организовать рекламную акцию, дегустацию, выставку–продажу... Такая вот уникальная профессия.


Почему же до сих пор нет–нет да и случаются в наших магазинах ситуации, скажем мягко, странные?


— Помогите подобрать духи в подарок моей подруге — даме бальзаковского возраста, — обращается к продавцу–консультанту в парфюмерном отделе крупного магазина покупательница.


— Нюхайте сами, — отвечает та и выставляет на стеклянный прилавок с десяток коробочек. А рядом громко бряцает о стекло баночкой с кофе. — У меня уже голова болит от ваших духов.


А вот другая картинка — из магазина фирменного, где уж, казалось бы, настоящие специалисты своего дела должны работать.


— Будьте добры, помогите рассчитать мощность кондиционера с учетом площади помещения и установленного там оборудования, — обращается к консультанту только–только организовавший собственный бизнес предприниматель. И слышит в ответ:


— Ну вы еще что–нибудь из высшей математики спросите. Берите самый мощный — не ошибетесь...


Оно, конечно, верно — не ошибется. Только, возможно, переплатит. Да и лишний расход энергии обойдется в копейку. Так и в трубу вылететь недолго вместе с небольшим бизнесом.


— Скажите, у этого чайника дно паяное или литое, цельное? — интересуется дама у консультанта в огромном недавно открывшемся в Барановичах магазине бытовой техники.


— А что, они разные бывают? — удивляется продавец.


Как говорится, без комментариев...


Лично мне, когда я устраивалась в редакцию, выдали для изучения должностную инструкцию, составленную как раз «по следам» «Характеристики работ» Единого справочника. Именно ею я руководствуюсь...


Возникает вопрос: что написано в должностной инструкции консультантов? Если продавец не владеет основными навыками профессии, не выполняет требования, к чему вводить покупателя в заблуждение?


Ответ, на мой взгляд, прост. Разряд у продавца–консультанта выше, чем у простого продавца. Соответственно — выше заработная плата. Простой, но действенный способ материально заинтересовать работника. А то, что такой сотрудник предприятию только вред приносит, остается за кадром: за прилавком стоит, цену товара называет, следит, чтобы воришки не порезвились, что, мол, еще надо?


А ведь было бы совсем неплохо, если бы человек, продающий книги, отлично ориентировался в новинках и классике, мог посоветовать, какую книгу родители могут подарить 10–летнему мальчишке, а какую — 14–летней девочке. Я бы с радостью шла в тот универмаг, где продавец может рассказать о качестве предлагаемой ткани, разбирается в модных тенденциях одежды, и в тот продуктовый, где посоветовал бы, из каких сортов сыра готовится «сырная тарелка», а какие используются для фондю...


Скажете, мечтать не вредно, но бесполезно? Не соглашусь. Да я ведь и не мечтаю, просто «перевожу» на общедоступный язык то, что прочитала в Едином тарифно–квалификационном справочнике работ и профессий рабочих.

Автор публикации: Татьяна ГРИНКЕВИЧ

←Im memoriam: Анатоль Сазонаў

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика