Арендный бардак
Новые ставки платежей за квадратные метры вот-вот нагрянут, а методология их исчисления толком не прописана.
Чтобы разобраться во всех нюансах законодательства, Минский столичный союз предпринимателей и работодателей и Республиканская конфедерация предпринимательства направили премьер-министру Сергею Сидорскому и другим ответственным чиновникам письмо. В нем предлагается создать рабочую группу по выработке разъяснений по вопросам применения указа №518. Потому как помимо указа сопутствующих документов, регламентирующих его применение, не выработано.
Чтобы понять, из-за чего разработчики указа, сказав «а», не торопятся сказать «б», «ЕJ:Недвижимость» обратился к председателю Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимиру КАРЯГИНУ.
– Неразбериха с данным указом возникла из-за того, что кураторство над всеми арендными отношениями из ведения Управления делами президента перешло к Совету министров. Совмин должен был привести все нормативные акты в соответствие с указом, но этого до сих пор не сделано. В результате к нам поступают десятки звонков. Люди остаются в неведении, как будет начисляться в следующем году арендная плата, и, соответственно, не могут планировать свой бизнес. Ведь сейчас отменяются определенные понижающие коэффициенты для предприятий и организаций и вводится трехкратный повышающий коэффициент для служб управления, ведения бухгалтерии, снабжения и так далее. При этом в зависимости от вида деятельности, категории арендатора и недвижимого имущества к базовым ставкам могут применяться понижающие коэффициенты. Но каким образом они будут применяться, толком не ясно. Как, например, будет начисляться аренда, если офис или бухгалтерия находится в цеху, то есть на производственных площадях? То есть бывает много смешанных вариантов аренды помещений, система начисления платы за которые не понятна. А исходя из имеющихся положений, аренда некоторых офисов может составить до 50–60 евро за квадратный метр.
– Но ведь, по логике, все эти нюансы могли быть проработаны до принятия указа. Во всяком случае, можно было определить, как будут строиться арендные отношения, заблаговременно…
– Конечно. Но ситуация такова, что сейчас в стране нет ни одного госоргана, который конкретно за данные арендные отношения отвечает. Команды сверху разработать систему арендных платежей никому, насколько я знаю, пока не поступало. В результате если раньше была плохая, но система, то сейчас вообще никакой системы нет.
– А если к 1 января разъяснения по вопросам применения указа «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» не поступит, что будет?
– Все может быть. Могут повыставлять дикие суммы за аренду.
– Но ведь разработчики указа хотели как лучше…
– А получилось как всегда. Указ действительно снимает много точек над «i», многие правовые вопросы благодаря ему были сняты. То есть документ этот был нужен. Но с нормативной точки зрения, с позиции его сопровождения к указу слишком много вопросов. И хочется надеяться, что до Нового года Совет министров на них ответит.