Пять дней Макея в Украине. Много шума, и ничего?
Рабочий визит министра иностранных дел Беларуси Владимира Макея в Украину 12-16 августа привлек к себе повышенный интерес в силу ряда причин. Однако переоценивать его результаты не стоит. Прорыва в двусторонних отношениях, судя по всему, не намечается.
Визит с интригой
Изначально внимание привлекли необычайно длительные сроки поездки. Если бы речь шла о визите в страну, с которой Беларусь только установила контакты и была чрезвычайно заинтересована их развивать, это никого бы не удивило. Но поскольку в данном случае глава МИД отправился в хорошо знакомую братскую Украину, сразу же возникли предположения, что в двусторонних отношениях назревают некие кардинальные перемены.
Не могла не заинтриговать общественность и встреча главы белорусской дипломатии с бывшим президентом Грузии, а ныне губернатором Одесской области Михаилом Саакашвили, который, как известно, имеет не самое лучшее реноме в глазах России.
С учетом всех этих обстоятельств некоторые обозреватели пришли к заключению, что поездка Макея в Украину будет иметь «серьезнейшие последствия» как для обеих стран, так и для региона в целом. По их мнению, визит свидетельствует о том, что перед лицом российской угрозы Беларусь начинает осуществлять глубокое сближение с Украиной буквально во всех сферах — политической, экономической, военной.
По сути, ничего нового
Впрочем, есть веские причины считать, что приверженцы этой гипотезы выдают желаемое за действительное. Самое главное, с трудом верится, что в условиях глубокого экономического кризиса, да еще в преддверии президентских выборов, белорусское руководство, которое остро нуждается в кредитах, рискнет раздражать единственный на данный момент возможный источник финансирования — Кремль.
С другой стороны, информации о визите явно недостаточно для того, чтобы серьезно анализировать его результативность.
Так, например, при всей внешней значимости беседы Макея с президентом Петром Порошенко преувеличивать ее результаты не стоит. Судя по всему, это было обычное церемониальное мероприятие, призванное официально засвидетельствовать благожелательность Киева по отношению к Минску.
Оставляют вопросы и переговоры с украинским коллегой Павлом Климкиным, о содержании которых Владимир Макей достаточно подробно рассказал журналистам.
В частности, не очень понятно, каким образом МИДы могут существенно повлиять на ощутимое сокращение экономического взаимодействия Беларуси и Украины, которое вызывает беспокойство обеих сторон.
Собственно, это подтвердил и сам Макей, неоднократно отсылавший к июльскому заседанию смешанной межправительственной комиссии в Чернигове, которая определила пути преодоления возникших в сотрудничестве препятствий. Безусловно, дипломатические службы могут оказывать в этом плане содействие, однако их роль все же отнюдь не первостепенна.
То же самое относится и к демаркации белорусско-украинской границы. По большому счету, это чисто техническая процедура, которая вряд ли требует детального рассмотрения на столь высоком уровне. Возникающие здесь проблемы, скорее всего, сводятся к недостатку финансирования, почему и было упомянуто о просьбе помощи у Евросоюза.
Ничего, по сути, нового в ходе визита не прозвучало и по ситуации на юго-востоке Украины. А вообще, если бы у Минска вдруг возникли по этому поводу какие-то новые предложения, то при нынешних добрых взаимоотношениях двух лидеров Александр Лукашенко наверняка предпочел бы изложить их партнеру лично.
При этом крайне сомнительно, что украинская сторона приняла бы такие предложения. Хотя бы в силу недостаточного политического веса Беларуси и ее слишком тесных связей с Москвой. Например, представляется абсолютно невероятным согласие Украины на то, чтобы в качестве миротворцев были задействованы белорусские военнослужащие, о чем время от времени идут разговоры в Минске.
В итоге получается, что наиболее важным пунктом визита стало обсуждение взаимодействия Беларуси и Украины после вступления в силу Соглашения об ассоциации Киева с ЕС. Ведь Москва устами премьер-министра Дмитрия Медведева пригрозила Украине ввести в этом случае запрет на импорт ее сельхозпродукции. Совершенно очевидно, что в такой ситуации Беларуси будет чрезвычайно сложно остаться в стороне.
Из всех контактов Макея выбивается лишь его встреча с Саакашвили. Но даже если допустить, что верны слухи, согласно которым последний является чуть ли не резидентом Белого дома в регионе, остается неясным, почему для выхода на Соединенные Штаты Минску нужно пользоваться услугами посредника, рискуя вызвать неудовольствие Москвы, тогда как его сегодняшние отношения с Вашингтоном позволяют действовать напрямую.
Соответственно, можно принять официальную версию об интересе Беларуси к черноморским портам. Тем более, именно в Одессе состоялась встреча Макея с коллегами из Литвы и Украины.
Итоги вояжа преувеличивать не стоит
Так или иначе, но всех перечисленных событий было явно недостаточно для того, чтобы занять пять дней визита. К тому же, о последнем дне пребывания Макея в Украине информации пока вообще не было.
Помнится, осенью 2014 года состоялся 10-дневный визит Александра Лукашенко в Объединенные Арабские Эмираты, который тоже был назван рабочим.
Учитывая, что почти всю нынешнюю поездку глава МИД провел в Одессе, можно заподозрить, что термин «рабочий визит» стал для белорусских чиновников своего рода эвфемизмом, скрывающим совмещение полезного с приятным, в данном случае — государственные дела с коротким отдыхом.
В принципе, в этом нет ничего предосудительного. Но и связывать больших ожиданий с подобными вояжами явно не стоит.
Фото пресс-службы МИД Беларуси
Андрей ФЕДОРОВ