Социал-демократы спорят из-за Татьяны Короткевич
Поддерживать или нет на президентских выборах Татьяну Короткевич – этот вопрос расколол Белорусскую социал-демократическую партию («Грамада»). По одну сторону оказались сама Короткевич и замглавы партии Масловский. По другую – лидер партии Ирина Вештард. БДГ решила дать слово обеим сторонам конфликта.
Одна из главных неожиданностей нынешней избирательной кампании состоит в том, что выдвинутая кандидатом от коалиции «Говори правду» Татьяна Короткевич достаточно быстро набрала популярность и стала одной из самых ярких фигур президентской гонки. Хотя, по большому счету, еще полгода назад ее, как политика, мало кто знал. Но теперь она имеет все шансы стать единственным представителем демократической оппозиции в избирательных бюлетенях. «Представляется весьма вероятным, что оппозиция будет представлена на этих выборах одной Короткевич», – пишет обозреватель «Радио «Свобода» Юрий Дракохруст.
Хотя кандидатуру Короткевич выдвинула гражданская кампания «Говори правду», сама она – член Белорусской социал-демократической партии («Грамада»). Но официальной поддержки со стороны родной партии Татьяна так и не получила – хотя многие члены БСДП выступили на ее стороне и, в частности, вошли в инициативную группу.
После этого Татьяна Короткевич в интервью изданию «Беларуская праўда» обвинила лидера БСДП Ирину Вештард в «страхе перед конкуренцией» и в «саботаже».
«Руководство не хочет проводить партийный съезд, который может решить вопрос о поддержке кандидата на выборах. Я кандидат от “Народного референдума”. Меня поддержал Центральный комитет и женское крыло. У меня есть поддержка социал-демократов – у меня нет поддержки Ирины Вештард, – заявила «Беларускай праўдзе» Татьяна Короткевич. – Плохо, что руководитель партии занимается саботажем. Меня поддерживают самые активные партийцы, которые хотят работать и остаться в политике. Люди, которые отказались меня поддержать, подписались за победу Лукашенко. Выходить из партии я пока не буду. Если уйду, то вместе со своими сторонниками организую собственную партию. Все претензии ко мне взяты из воздуха. Я рядовой член партии, надо вам офис – пожалуйста, нужна помощь – пожалуйста, нужны новые члены – пожалуйста. Что еще? Весь партийный сайт забит материалами о Татьяне Короткевич. А поддержка кандидата названа политическим решением. Неаргументированная позиция “мы не поддерживаем Короткевич”, мягко говоря, странная и нелогичная: за ней стоит личная неприязнь и страх».
Это интервью провисело на сайте лишь полдня, после чего было тихо снято. Впрочем, любой желающий может его увидеть в кэше Google. А мы, в свою очередь, решили дать слово сторонам конфликта.
Ирина Вештард, председатель БСДП.
- Как вы оцениваете ход избирательной кампании на данный момент?
- Я помню все президентские кампании – во всех я так или иначе участвовала. В первую, например, я была доверенным лицом Шушкевича. Во вторую – руководила региональным штабом Гончарика. В третью – руководила областным штабом Козулина. В 2010-м – руководила региональным штабом Некляева. Так что сейчас – первая президентская кампания, в которой я ничем не руковожу. И в плане результата выборов нынешняя кампания меня совсем не интересует, потому что ее результат я знаю. Понятно, кто будет признан победителем и президентом Республики Беларусь.
Но что касается наблюдения за ходом кампании, что касается сбора подписей… Я пока не наблюдаю какой-то особой брутальности в происходящем. У меня такое ощущение, что Лукашенко хочет если не стать легитимным, то хотя бы получить подтверждение от международных наблюдателей, что в проведении выборов есть улучшения, перемены в лучшую сторону.
- Вы будете участвовать в наблюдении за выборами?
- Да, конечно. Мы очень активно готовимся к наблюдению, наша партия – участник кампании «Право выбора». Сейчас мы проводим семинары по обучению наших наблюдателей, а также работу по выдвижению членов партии в участковые избирательные комиссии. Потому что именно в участковых избирательных комиссиях идет подсчет голосов – если, конечно, его можно таковым назвать.
Что же касается сбора подписей, то у нашей партии позиция такова: каждый член партии имеет право работать в инициативной группе того кандидата, которому он лично отдает предпочтение.
- Ваш прогноз: чьи фамилии мы увидим в бюлетенях для голосования?
- Я думаю, там будет пять человек. Наверняка не соберет подписи Романовская – при группе в 110 человек и отсутствии активности это невозможно. Я также знаю, что команда Лебедько собрала 70 тысяч, а дней осталось мало… Так что исключаем Романовскую и Лебедько. Что касается Калякина. Я сомневаюсь, что он насобирает подписи. А всех остальных мы наверняка увидим в бюлетенях для голосования.
Сегодня большинство тех наших членов, которые принимают участие в сборе подписей, делают это в инициативной группе Татьяны Короткевич. Дело в том, что в 2010-м много членов нашей партии работало в инициативной группе Владимира Некляева, а позже они присоединились к «Говори правду».
- Я вот не могу понять: Белорусская социал-демократическая партия поддержала выдвижение Короткевич, или нет?
- Нет, у нас нет такой официальной поддержки. Я объясню, почему. Два года мы надеялись на избрание единого кандидата от оппозиции, а потому не ставили вопрос о проведении собственного съезда партии. Дело в том, что у нас выдвинуть собственного кандидата в президенты или поддержать какого-то кандидата может только съезд партии тайным голосованием. Это прописано в уставе, и устав надо исполнять. Съезд назначается Центральным комитетом партии, и он может пройти не ранее, чем через три месяца после назначения.
Со мной за эти два года не раз велись разговоры о том, чтобы кандидатом в президенты стала я. Но я в итоге отказалась. 28 июня у нас было очередное заседание ЦК партии. Там рассматривался вопрос об участии в президентской кампании. Одна часть наших членов хотела еще раз попробовать объединить оппозицию. Другая – предлагала прямо на заседании ЦК объявить о поддержке Короткевич. Я была против второго варианта – это может решить только съезд.
- Все же, конфликт внутри партии есть или нет?
- По всем другим вопросам конфликта нет. Что касается Короткевич, то я бы не сказала, что мы из-за нее ведем большую войну. Конечно, многим хотелось прямо на ЦК объявить о ее поддержке. Но там произошло следующее: восемь членов ЦК покинули помещение, кворума не стало, и никакое решение на ЦК принято не было.
Так что официальной поддержки со стороны партии у Короткевич нет. И кто бы вам ни объяснял, что я не имею права, что я неправильно говорю, – можно открыть устав и все посмотреть.
- Сейчас много говорят о том, что «Говори правду» будет трансформироваться в политическую партию с жестким членством. Если это произойдет, как много членов Социал-демократической партии может перейти туда?
- Если и перейдут – то считаные единицы. Люди у нас состоят годами, десятилетиями. Партия существует с 1991 года, с того же года и я в ней состою. И я не верю, что наши партийцы куда-то перейдут – по крайней мере, истинные социал-демократы.
- Татьяна Короткевич заявила, что может выйти из БСДП и увести с собой тех, кто ее поддерживает. Как вы к этому относитесь?
- Я читала эти высказывания еще до того, как статью сняли с сайта. Она имеет право уйти из партии. Но я не думаю, что многие уйдут с ней, не преувеличивайте. У нас в составе ЦК 45 человек, но только 16 из них вошли в инициативную группу Короткевич. Но я скажу так: если человек стремится стать президентом, то он не порождает конфликты вокруг себя, не разрушает ничего. Тот, кто разрушает, на Олимпе никогда не будет. Я не верю, что за Короткевич пойдет 1/3, 1/4 или хотя бы 1/5 нашей партии. Это обычный блеф.
Игорь Масловский, 1-й заместитель председателя БСДП.
- Как вы оцениваете ход избирательной кампании на данный момент?
- Несколько сотен членов и сторонников БСДП участвует в избирательной кампании за выдвижение Татьяны Короткевич кандидатом в президенты. Одни стоят в пикетах под партийными флагами, ходят от двери к двери, собирают сторонников. Мы используем все дополнительные возможности для распространения своих идей. Наши активисты приобретают опыт коммуникаций с целевыми группами, обкатывают новые избирательные технологии, изучают проблемы простых людей. Для примера, только на эти выходные в Бресте семь пикетов каждый день (шесть стационарных и одни передвижной).
- Я вот до сих пор не понимаю: Короткевич – выдвиженец БСДП или нет?
- В соответствии с законодательством в Беларуси партии не выдвигают кандидатов в президенты. БСДП не проводила съезд о поддержке Татьяны.Короткевич. Однако есть решение президиума о поддержке процедуры ее выдвижения. Большинство членов ЦК также поддержали полноценное участие партии в этой кампании.
- По вашей личной оценке, какой процент членов БСДП поддерживает Короткевич?
- Более 50% однозначно.
- Татьяна обвиняет Ирину Вештард в «саботаже» и боязни конкуренции. Вештард в самом деле не поддерживает Короткевич и считает ее не лучшим кандидатом. В чем причина этого конфликта?
- В спор двух женщин лучше не вмешиваться. Но на самом деле никакого спора не было. Была не совсем понятная статья на одном веб-ресурсе. Никто не подтвердил ее достоверность. [Это Масловский говорит про заметку в «Беларускай Праўдзе» – БДГ.]
- Но там цитаты из интервью Татьяны…
- Я не вижу даже тут чего-то странного. Да, есть личная позиция Ирины Вештард, она не считает уместным поддерживать Татьяну Короткевич в качестве кандидата. Действительно, наиболее активные структуры БСДП и члены партии участвуют в кампании Короткевич.
- Можно ли вообще говорить про раскол в партии, пусть даже потенциально возможный?
- Думаю, нет. В партии люди объединены по идеологическому принципу, на основе ценностей социал-демократии. Расхождение в тактике на определенном этапе приносит некие неприятности, но стратегически у нас практически проблем нет. Даже ситуация с последними перевыборами трех председателей партии это показала.