В поисках оптимальной модели модернизации
Мировой кризис обнажил проблему "жизни не по средствам" многих развитых стран. Доходы граждан в ЕС и США, по оценкам экспертов, на 15 - 20% превышают возможности их экономик.
Это издержки долговой экономики, когда бурный рост стимулировался высокими темпами кредитования и популистской демократией, когда политики, конкурируя на выборах, давали избыточные обещания. Последствия - рост государственных долгов и дефицита бюджета. В США проблему сразу стали решать, включив печатный станок, европейцы же сначала пошли путем затягивания поясов, однако, увидев, что проблемы не решаются, также запустили станок. Свеженапечатанные деньги в основном решают проблемы финансового сектора и рынка ценных бумаг. Домохозяйства и предприятия прежними темпами долговую нагрузку увеличивать не могут и не хотят, поэтому и не являются главными потребителями этих денег. Это одна из причин низких прогнозов по инфляции и учетной ставке в США и ЕС - менее 2% и 1% соответственно до середины 2015 года.
Инфляцию в развитых странах могут спровоцировать политические причины, но это не является базовым сценарием среднесрочной перспективы.
Ни политически, ни экономически проблему "жизни не по средствам", одномоментно сократив доходы граждан, в развитых странах решить невозможно. Поэтому в выигрыше оказываются те страны, где просматривается успешная долгосрочная стратегия. Т.е. инвесторы стремятся сберегать и зарабатывать там, где, несмотря на текущие проблемы с бюджетом и госдолгом, видны различные опережающие индикаторы будущего роста. Там, где на уровне стратегии просматривается своеобразная опережающая модель, когда доходы в будущем будут расти быстрее расходов. К примеру в США, несмотря на различные оценки перспектив этой сверхдержавы, происходит "сланцевая революция", газ уже стоит в пределах 100 долларов за тыс. кубометров, что в разы дешевле цены газа в ЕС. Плюс роботизация промышленности повышает производительность труда. Т.е. кризис толкает вперед технологии, и инвесторы это видят.
В Беларуси темпы роста производительности труда в 2012 году обгоняют темп роста зарплаты, поэтому, с одной стороны, можно условно говорить о "жизни не по средствам". Однако, с другой стороны, можно было бы говорить об определенном авансе, толчке для экономики, если бы просматривалась четкая линия "опережающей модели".
На прошлой неделе глава Нацбанка Надежда Ермакова посетовала, что на рынке сложились некоторые "девальвационные ожидания", вместе с тем Надежда Андреевна выразила твердую уверенность, что ситуация под контролем и все нормализуется. По-моему, беспокойств было бы гораздо меньше, если бы Правительство учло все аспекты известного прошлогоднего кризиса. Я имею ввиду необходимость большей прозрачности и аргументированность планов и качество принимаемых решений. Что я имею в виду? Попытаюсь аргументировать.
Сегодня основные вопросы участников рынка (предприятий и банков, инвесторов, кредиторов, граждан) выглядят так: каким образом будут сохраняться и жесткая денежно-кредитная политика, и планы по росту ВВП одновременно, как будет решаться проблема около трети неплатежеспособных предприятий? Далее, если посмотреть на внутренний и внешний рынок, то мы увидим следующее: в Беларуси на потребительском рынке 75% занимает отечественный производитель, и этот уровень до вступления в ЕЭП поддерживался в том числе административно, в рамках ЕЭП мы этого делать не сможем. В России доля отечественного производителя - 57%, остальное - импорт. В Украине, которая уже давно в ВТО, - около 60%, т.е. надо быть готовым к тому, что конкуренция резко усилится, и если не принять грамотные и тщательно просчитанные решения, доля отечественного производителя сожмется на внутреннем рынке до сопоставимых с нашими партнерами значений. А ведь внутренний спрос был в Беларуси основным двигателем роста.
На внешних рынках ситуация также напряженная, начиная от глобального мирового перепроизводства и вступления России в ВТО, что обостряет конкуренцию, и заканчивая возможностями наших предприятий, которые в этом году не смогли в должной мере обновить основные фонды (у нас провал по этому показателю - 84% к уровню 2011 года). Мощный барьер на пути товаров малого и среднего бизнеса в Россию - принцип уплаты НДС по стране назначения. Бизнесмены говорят об этом многие годы, но проблема не решается.
На все эти вопросы есть качественные ответы. Уверен, что проблему трети неплатежеспособных предприятий можно решать через частичное банкротство, реструктуризацию или продажу.
У наших соседей безработица на уровне 5 - 12%. Так что не надо бояться банкротств, это - очищающий механизм. Главное - дать людям адекватную социальную поддержку и возможности серьезной профессиональной переподготовки.
Убежден, что проблему присутствия в должной мере на рынке отечественного производителя можно решать через включение наших предприятий в производственные цепочки мировых производителей, чтобы известные мировые брэнды, которые мы и так покупаем, производились здесь.
Таким образом, если участники рынка будут видеть качественные решения, никаких "девальвационных ожиданий" не будет - придет время устойчивого оптимизма. Соответственно плохие решения сразу адекватно будет оценивать рынок.
Сергей АТРОЩЕНКО, предприниматель.