«Заставьте моего мужа достроить дачу!..»
В отдел писем и приема граждан Аппарата Совмина приходят как программные предложения правительству, так и просьбы, на которые сложно отреагировать
«Минск. Дом правительства» — такой адрес, как правило, указывают в своих письмах те, кто обращается в Совмин с просьбой, жалобой или предложением. Два дня во время проведения IV Всебелорусского народного собрания работала специальная «горячая линия», которая принимала еще и звонки граждан.
Накануне съезда и несколько дней после его окончания количество обращений возросло в несколько раз. Звонки и почтовые сообщения направили 1145 человек. 835 из них обратились на «горячую линию», 253 прислали телеграммы, 57 – письма.
Более половины обращений, поступивших в адрес собрания, от пенсионеров. Наибольшую активность проявили минчане (466, или 41%), далее следуют Минская, Гомельская области и остальные регионы. Два обращения прислали из-за рубежа.
— Все это свидетельство высокой активности наших граждан, им небезразлична судьба нашей страны, — считает начальник отдела писем и приема граждан Аппарата Совмина Александр Ковшер.
Кроме слов благодарности и поддержки, иногда даже в стихотворной форме, среди обращений граждан встречаются и программные предложения правительству, и серьезные просьбы о помощи.
Людей беспокоят проблемы в коммунальном хозяйстве, строительстве, социальном обеспечении, здравоохранении, образовании, на транспорте и в науке, многих иных сферах жизни. Отдельная тема – когда граждане касаются вопросов законности и правопорядка, сообщают о преступлениях и правонарушениях, жалуются на действия судей и органов прокуратуры, не соглашаются с вынесенными решениями.
Неудовлетворительное состояние отдельных домов, просьбы о проведении в них ремонта, утеплении, сроки и качество ремонта, низкая температура в квартире в отопительный период, высокая плата за жилье, ремонт кровель, восстановление вентиляций – все это основные претензии к службам ЖКХ. По количеству жалоб населения коммунальные службы, увы, возглавили черный список.
Увеличить пособия на детей, надбавки за особые условия труда, назначить пенсию за выслугу лет, вернуть или предоставить льготы – все эти предложения продолжают поступать в Совет Министров. В республиканские органы управления и организации, подчиненные правительству, направлено 42 % обращений, в местные органы власти – 52 %, в органы прокуратуры – 13 %.
Впрочем, встречаются и специфические проблемы, решить которые сложно, но и отказать нельзя. Например, как уладить конфликт с соседом, куры которого беспрепятственно переходят границы участка, при этом сам заявитель отказывается строить забор? Или как ответить на просьбу жительницы одного из регионов, которая попросила заставить ее мужа достроить дачу?!
И все же многие претензии граждан признаны обоснованными. По ним приняты положительные решения, по некоторым – незамедлительно, некоторые вопросы до сих пор находятся на контроле в Совете Министров.
Например, расчищена от снега автодорога в Дубках Островецкого района, отрегулировано освещение в деревне Ярутичи Слонимского района. На следующий день после обращения инвалида II группы из Мядельского района ему завезены дрова для отопления дома, жителю одной из деревень Слуцкого района доставлен торфобрикет, организована перевозка школьным автобусом учащихся из деревни Валерьяново в школу поселка Боровляны. Молодечненский райисполком организовал бесплатный проезд школьникам по территории района, для инвалида-колясочника, проживающего по проспекту Любимова в Минске, установили механический подъемник с ручным приводом.
— Желающие ежедневно могут обращаться со своими проблемами к сотрудникам отдела писем и приема граждан. Каждую среду и пятницу прием граждан ведут члены правительства, а каждую первую среду месяца такой прием проводят все министры и председатели концернов, — напомнил Александр Ковшер.