Партнерство для будущего

Источник материала:  

Партнерство для будущего

Партнерство для будущегоПомнить о прошлом, знать о настоящем и думать о будущем. Именно такая формула позволит народам и государствам постсоветского пространства не разбежаться по углам и не стать чужими. И основную работу здесь придется сделать журналистам. Почему сейчас происходит по–другому? Об этом и многом другом рассуждали вчера в Национальной библиотеке на пленарном заседании V Белорусского международного медиафорума около 100 представителей различных масс–медиа из 19 стран.


Довольно красноречивый пример. На последнем конкурсе «Евровидение» бывшие республики СССР практически не голосовали друг за друга. При этом каждая балканская страна, несмотря на междоусобные войны, продолжает ставить высокие баллы соседке. «Сегодня этап перезагрузки самосознания, — считает главный редактор журнала «Беларуская думка» Вадим Гигин. — Тем, кто не помнит и не живет ностальгией по Советскому Союзу, уже по 18 — 20 лет. И мы можем потерять нашу связь». Многие приводили примеры, как в их странах не гнушаются переписывать историю. В результате согласно опросам «Евразийского монитора» о Февральской революции 1917 года не знает половина молодых людей от 18 до 30 лет. Многие понятия не имеют, кто такие Жуков и Дзержинский.


Партнерство для будущегоНо все же основу составляет тот информационный посыл, который ежедневно преподносится с экранов телевизоров, на газетных полосах и интернет–страницах. Никто из нас 20 лет назад не мог и в страшном сне представить информационные войны на просторах некогда единой страны. Как отметил Ашот Джазоян, генеральный секретарь Международной конфедерации журналистских союзов, «кое–где журналистика стала сферой обслуживания». Исполняя политический или экономический заказ, СМИ не задумываются над той разрушающей силой, которую несут в себе материалы, унижающие и оскорбляющие народ другой страны. Особенно огорчительно, когда такие публикации и репортажи выходят из–под пера российских журналистов. Несколько подобных особенно острых примеров привел в своем выступлении главный редактор «СБ» Павел Якубович. По его словам, в последнее время стало считаться хорошим тоном пугать по утрам российских граждан белорусскими ужасами. Сегодня это даже не статьи, а булыжники. Но конъюнктура — вещь преходящая.


Партнерство для будущегоКонечно, это не остается незамеченным белорусскими читателями. Последние социологические исследования показывают, что все меньший процент граждан уверенно высказывается за дальнейшую интеграцию с Россией. А есть и обратный пример. Как только российские СМИ изменили тон в отношении Украины, процент россиян, считающих украинцев дружественным народом, увеличился в несколько раз.


Сила слова — мощное оружие. Пользуясь им, не имея четких моральных внутренних ограничителей, можно не только развязать войны, но и ввергнуть весь мир в экономический хаос. Глава Администрации Президента Владимир Макей считает, что журналистам стоит взять на себя часть вины за экономические проблемы в мире. Выступая на пленарном заседании, он подчеркнул, что «тремя китами, породившими и усугубившими мировой финансовый кризис, стали коррупция в совокупности с недостатками либерально–финансовой системы и паникой, созданной СМИ. Эту панику зачастую создают искусственно и пользуются ею искусно». В качестве классического негативного примера влияния СМИ и лоббирования ими чужих интересов Владимир Макей привел ситуацию со «свиным гриппом», которого, по существу, и не было.


Партнерство для будущегоПо итогам пленарного заседания участники медиафорума приняли «Минскую инициативу», в которой единодушно выразили решимость бороться с превращением СМИ в инструмент нагнетания напряженности, раздувания разногласий, распространения слухов и риторики национального эгоизма. А также высказались за повышение ответственности журналиста и работе журналистского слова исключительно на укрепление взаимоуважения между странами и людьми.


Прямая речь


Анатолий Лысенко, президент Международной академии телевидения и радио, заслуженный деятель искусств России:


«Мы должны добиваться самого главного — сохранения всего лучшего, что было, и развивать это. Хуже нет, если мы расстанемся. И в СНГ, и в других интеграционных проектах нет гуманитарной составляющей. А нам нужна такая программа. На государственном уровне. Она поможет нам сохранить общность. И такой медиафорум, как в Минске, — это часть, важная часть такой гуманитарной интеграции».


Максим Шевченко, ведущий аналитической программы «Судите сами» на Первом канале (Россия):


«Журналисты должны прилагать усилия, чтобы при дискуссиях, которые ведутся в экономической или политической сферах, сохранять холодный ум и трезвый взгляд на события. Есть много политических противников, финансируемых из–за рубежа, которые тоже имеют право на слово. Но они готовы все разорвать и работают на продолжение раздела постсоветского пространства. А мы должны сохранить то общее, что нам досталось от предков».


Армен Смбатян, исполнительный директор Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ:


«Мы продолжим работу, активно начатую медиасообществом в Минске. Думаю, что одной такой площадкой для дискуссий и общих идей станет пресс–клуб журналистов СНГ, который мы создадим к концу этого года. Сегодня мир политизирован, и чтобы мы говорили друг о друге объективную правду, мы должны делать что–то общее».


Гулнора Амиршоева, главный редактор газеты «Вечерний Душанбе»:


«Минский международный медиафорум позволяет журналистам обменяться опытом и ближе узнать Беларусь. Такие встречи журналистов из постсоветских стран мне кажутся очень эффективными. Раньше, когда жили все в одной стране, мы чаще общались, а сейчас варимся в собственном соку, порой не зная, как живут соседи, их достижений. Медиафорум — это площадка для обмена жизненным и профессиональным опытом, информацией о странах».

Автор публикации: Ирина ЮЗВАК

Фото: БЕЛТА

←Ош в сердце

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика