Почти невидимый Макей

Источник материала:  
24.05.2010 07:51 — Новости Политики

Получивший от главы государства право на внешнеполитическую деятельность, глава президентской администрации Владимир Макей окутал свои зарубежные поездки плотной завесой секретности, что, естественно, должно будоражить любопытство тех, кто пытается рассуждать о тех или иных кренах политики Лукашенко. В чем может быть причина такой секретности?

На вопросы euramost.org отвечает политический обозреватель Роман Яковлевский
 
- Раньше как-то глава президентской администрации в Беларуси не был замечен в активной внешнеполитической деятельности. Может быть, Макею доверили этот участок работы потому, что он пришел из МИД Беларуси?
 
- Не только. Можно напомнить, что и один из его предшественников, как и Макей, также с воинским званием полковник, ушедший работать в российский «Лукойл» Урал Латыпов весьма эффективно занимался внешней политикой. Именно он, в свое время, сделал много, чтобы «замириться» с Западом после дипломатического скандала, когда Лукашенко выгнал послов из их резиденций в «Дроздах». Были в те времена и другие достижения по легитимизации режима в Европе и США. В существующей политической системе в Беларуси не важно, какого ранга тот или иной чиновник функционирует во внешней политике. Все зависит от того, какими его правами наделяет лично руководитель страны.
 
-  Судя по последним заявлениям некоторых еврочиновников и политиков, широко разрекламированный диалог с Евросоюзом оказался в состоянии регресса. А в отношениях с США и прогресса не наблюдалось. Может быть, за ним в Вашингтон и ездил тайно Макей, о чем как-то невнятно недавно сообщили СМИ и некоторые  сотрудники президентской администрации?
 
- По-моему, такую , как вы сказали, невнятность, можно отнести к всей многовекторной внешней политике, которой так демонстративно гордится нынешнее руководство Беларуси. Что ее граждане знают об итогах  прошедших визитов Макея в Сухуми, Москву, Киев и причинах его фальцстарта в Варшаву?
А вот что касается внезапно появившейся информации о, якобы, поездке Макея в США, то, насколько мне известно, она так и не состоялась. Причем не по вине американской стороны. Его действительно ждали в Вашингтоне, чтобы продолжить разговор о двусторонних отношениях, который у Макея состоялся с приезжавшим в Минск представителем госдепартамента США Филиппом Гордоном. Однако, буквально накануне своего отлета за океан, американцам, то ли сам Макей, то ли кто-то другой, сообщили, что глава президентской администрации приехать не может из-за сильной загруженности работой. То есть, как я понимаю, в обозримой перспективе обмен послами у Минска и Вашингтона не предвидится. И, как следствие, нормализация двусторонних отношений также не наступит. Вообще, вся эта секретность с визитами Макея напоминает засекреченность советской экономики. Дабы граждане не знали, на каком истинном месте в мире они вместе с ней находились. Крах советского режима обнажил всю абсурдность такой секретности.
 
- Вы упомянули о регрессе в диалоге Брюсселя с режимом Лукашенко. Но вот глава внешнеполитического ведомства Беларуси Сергей Мартынов снова желанный собеседник, партнер, приглашенный на встречу в приморский город Сопот с европейскими коллегам и восточными партнерами. Регресс снова начинает сменяться на прогресс? 
 
- Принято говорить, что дважды в одну реку войти нельзя. Но Лукашенко и его помощники умудрились это сделать. Один раз, когда им удалось посеять надежды Европы на нормализацию отношений после выдворения послов из своих резиденций в «Дроздах». Белорусская сторона тогда даже согласилась выплатить за это компенсацию. По неофициальной информации, этак в тысяч 150 долларов США. И на одном дыхании еще последовали обещания демократизировать Избирательный кодекс. Но все надежды оказались иллюзиями, которые брюссельские прагматики признали не сразу. Решили еще раз поэкспериментировать с «просвещением» правителя, начав так называемый процесс диалога. Более года, при гласной и негласной активности дипломатического дуэта Макей-Мартынов, режиму удалось таки второй раз войти в ту же реку. Главным результатом этого хождения стало то, что удалось пережить финансовые трудности, порожденные мировым финансовые кризисом 2009 года. Правда, одновременно стал нарастать серьезный и многоплановый конфликт с Москвой, конец которого видится многообещающим.
А приглашение Мартынова в Сопот не представляется чем-то необычным. Ведь Беларусь пока еще остается участницей евросоюзного проекта « Восточное партнерство». И весьма инициативной. Ожидается, что в Сопоте Мартынов «споет» песню про расширение этого проекта за счет России и Казахстана. Будут и прежние песни о Беларуси в центре Европы. Но, как представляется, после последних репрессивных действий режима  внутри страны, аудитория у посланца официального Минска на этот раз должна быть менее благодарной. И никакие секретные финты-контакты с еврочиновниками, где даются разные обещания, уже не срабатывают.
 
Интересно, что буквально накануне министерского фестиваля в Сопоте, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил о вредности для своей страны и постсоветской интеграции этого «Восточного партнерства». Словно нет в природе утвержденной МИД двух стран программы о согласованной внешней политике РФ и РБ.
 
- Ну, понятно, что  Мартынову предписано попытаться реанимировать диалог с Европой в Сопоте. А где следует ожидать тогда появления Макея с тем же заданием?
 
- Вообще то, как-то подзабыли, что диалог с Евросоюзом предполагал и диалог внутри страны. Распоряжением за подписью Макея был даже создан Общественно-консультативный совет, куда глава президентской администрации сам подбирал себе участников. Если не ошибаюсь, обещали собрать этот совет в мае. Пока ничего на этот счет не слышно. И Макея не видно. Да и о чем сейчас общественники-заседатели будут говорить, какую правду, на фоне  происходящих событий в Беларуси, за которыми внимательно наблюдает Европа? Ну, разве, может быть, было о чем поговорить в этом органе администрации, если бы Макей  пригласил поговорить лидера гражданской инициативы «Говори правду!» Владимира Некляева. Хотя бы по секрету. Глядишь, тогда бы и Европа снова взбодрилась насчет исторических перспектив суверенной Беларуси.
 

←Кто входит в зону политического риска»?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика