Ревизия на старте
15.03.2010
—
Новости Политики
"Мы строим Таможенный союз. Но надо понимать, что он будет обречен на провал, если мы уже на этом этапе начнем вносить какие-то поправки, исключения, противоречащие этим процессам, придумывать какую-то особенную модель. Если мы создаем Таможенный союз, то должны руководствоваться его классическим понятием, классическими принципами, которые общеизвестны. Именно на такой союз мы соглашались изначально", - отметил А. Лукашенко.
Если же, по его словам, "там начнут делать оговорки и изымать нефть, нефтепродукты, газ, сахар, молоко, масло, мясо, пшеницу и так далее, - такой Таможенный союз, наверное, ни России, ни Казахстану, ни Беларуси не нужен".
"Я просто вас как главу белорусской делегации в Комиссии Таможенного союза предупреждаю: мы ни в коем случае не должны ни обмануть наших партнеров, ни поступиться своими интересами. Мы должны определиться именно сейчас, потому что потом, когда этот процесс станет необратимым, уже будет поздно бороться за собственные интересы", - заявил А. Лукашенко.
Он подчеркнул, что нужно "делать все честно и порядочно". "Мы не настолько богаты, чтобы жертвовать какими-то интересами. Мы не Казахстан и тем более не Россия - у них есть чем жертвовать, у них достаточно много запасов углеводородного сырья", - сказал А. Лукашенко.
Говоря о механизме межбюджетного распределения сумм ввозных таможенных пошлин, А. Лукашенко подчеркнул, что "выстраивать политику надо так, чтобы мы ни в чем не потеряли".
С 1 января 2010 года вступил в действие единый таможенный тариф ТС. В основном, как отметил А. Кобяков, этот процесс прошел нормально, так как и до его введения Беларусь имела достаточную степень унификации тарифов со странами - партнерами по ТС.
Правда, у субъектов хозяйствования были вопросы: как будут реализовываться инвестпроекты, связанные с применением таможенных льгот? Комиссия ТС 27 ноября 2009 года приняла решение, согласно которому в отношении инвестпроектов, имеющих важное значение для национальной экономики, действуют таможенные льготы в соответствии с национальным законодательством.
С 1 июля 2010 года в рамках ТС должна заработать единая таможенная территория. Но прежде нужно принять ряд соглашений, одно из ключевых - о распределении ввозных таможенных пошлин. Эта тема долго дискутировалась. Пока сторонам удалось урегулировать лишь вопросы, связанные с аккумуляцией таможенных платежей и их перечислением между бюджетами сторон.
Что же касается параметров их распределения между бюджетами, то они, как отмечалось в ходе доклада А. Кобякова, "практически согласованы". Непонятно, почему при общении с президентом этот важный вопрос не был публично детализирован.
Нерешенным остается также один из самых чувствительных для белорусской стороны вопросов: ввозные таможенные пошлины на легковые автомобили для физических лиц.
Как отметил А. Кобяков, переговоры по соглашению о регулировании ввоза физическими лицами товаров на территорию ТС планируется начать в ближайшее время, а завершить их нужно до 1 июля. Если же это не удастся сделать, то правового вакуума, по словам вице-премьера, не возникнет, - будет действовать национальное законодательство.
Аналогично и в отношении СЭЗ. Указом президента Беларуси от 28 января 2008 года № 42 установлено, что специальный правовой режим для резидентов, зарегистрированных в СЭЗ до 1 апреля 2008 года, остается неизменным с 1 апреля 2008 года по 31 марта 2015 года, а для резидентов СЭЗ, зарегистрированных после 1 апреля 2008 года, - в течение 7 лет с даты регистрации в качестве резидентов СЭЗ. Белорусская сторона исходит из того, что в рамках ТС эти правила будут соблюдены как минимум на указанный период.
А. Кобяков также отчитался о работе по подготовке Кодекса ТС к ратификации тремя парламентами. В ходе ее депутаты, бизнес-сообщество, граждане внесли около 150 предложений к кодексу, который был подписан 27 ноября прошлого года. По словам вице-премьера, все они детально рассмотрены: из 25 предложений, поступивших от белорусской стороны, 24 учтены.
Между тем Комиссия ТС на заседании 26 февраля в Москве не смогла определиться по ключевому для себя вопросу - единой таможенной территории. Российская сторона хотела пересмотреть уже зафиксированную в Таможенном кодексе позицию о том, что единая таможенная территория ТС является совокупностью таможенных территорий сторон, предложив новый подход, согласно которому она может состоять из отдельных таможенных территорий трех стран.
По этому вопросу состоялась непростая дискуссия, однако стороны не смогли прийти к согласию. В связи с этим А. Кобяков ранее заявил, что Комиссия ТС уже не в состоянии это сделать, поэтому данный вопрос должен быть рассмотрен на более высоком уровне. Однако в ходе его отчета 11 марта прозвучало, что окончательную редакцию этой статьи было решено утвердить в варианте, за который выступала Беларусь.
При этом глава белорусской делегации в Комиссии ТС четко дал понять, что белорусская сторона по-прежнему будет добиваться отмены вывозных таможенных пошлин в рамках ТС.
"Еще раз подчеркиваю: от соблюдения изначальных принципов, которые были заложены при создании ТС и соответствуют классической оценке понятия "Таможенный союз", мы отступать не намерены. Если кто-то от них собирается отступать, то возникает вопрос: насколько искренни они в плане создания ТС", - подчеркнул А. Кобяков.