Фискальная революция
15.03.2010
—
Новости Политики
Ставки единого налога для индивидуальных предпринимателей установлены в рублях, иммигранты, привозящие в нашу страну капиталы, освобождены от уплаты некоторых налогов, лимит расходов на рекламу и маркетинг упраздняется... Вот далеко не полный перечень изменений налогового законодательства, которые внес глава государства. Изменения также коснулись перемещения товаров через границу, развития туризма, торговли калийными удобрениями и проч. Часть этих изменений носит чисто технический характер, однако принципиальных новаций также хватает.
ИП заплатят рублями.
Самым первым пунктом указа утверждены новые ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц. Глава государства выполнил свое обещание, и теперь базовые ставки единого налога установлены в белорусских рублях. Напомним, что ранее ставки единого налога устанавливались в евро и пересчитывались в белорусскую валюту на момент уплаты.
Отдадим должное белорусскому президенту: ставки единого налога установлены именно в рублях, а не в базовых величинах. Так что теперь ИП-"единщики" застрахованы как от колебаний курса евро, так и от изменений базовой величины.
Однако некоторое количество дегтя в бочонке меда все же присутствует. Если сравнить ранее действовавшие ставки в евро и нынешние в белорусских рублях, то можно заметить небольшой рост по некоторым позициям. Правда, есть и позиции, по которым базовые ставки налога снижены. Изменения небольшие, примерно процентов 10, но для некоторых ИП и это существенно.
Отметим, впрочем, что указом утверждены только базовые ставки единого налога. Его конкретные ставки должны установить областные и Минский городской Советы в месячный срок.
Осталась нерешенной и проблема наемных работников. Президент внес изменения в Указ № 285, который запрещает индивидуальным предпринимателям нанимать неродственников, однако этот запрет отменен не был. Напомним, что ряд предпринимательских лидеров высказывали предположения о возможности отмены такого запрета, но пока их надежды не оправдались.
Отметим попутно, что запрет использовать наемный труд касается всех предпринимателей: и плательщиков единого налога, и использующих упрощенную систему налогообложения, и уплачивающих налоги в общем порядке. Две последние категории в налоговом отношении практически не отличаются от юрлиц, а вот права нанимать людей они не имеют.
Иммигрантов привлекают льготами.
Указом предусмотрено освобождение на 5 лет от обложения подоходным налогом доходов физических лиц, переехавших в Беларусь на постоянное место жительства, при условии перемещения ими денежных средств в Беларусь. К таковым указом отнесены доходы, полученные от источников за пределами Беларуси в виде дивидендов, процентов, роялти, доходов по операциям с ценными бумагами, от реализации недвижимого имущества.
В принципе, это правильное решение, правда, запоздалое. Ряд государств практикуют подобные льготы. К числу "налоговых убежищ" относятся, например, Коста-Рика, Панама, в некоторой степени - Швейцария, Монако, Лихтенштейн, Люксембург, Испания...
Вероятно, белорусское государство также решило пойти по этому пути и привлечь богатых рантье. Только изменить нынешнюю репутацию "налогового ада" будет непросто.
Права Советов расширены.
Указом местным Советам депутатов предоставлено право увеличивать (уменьшать), но не более чем в 2 раза, ставки земельного налога и налога на недвижимость отдельным категориям плательщиков.
По большому счету, это нормальная практика. Местные власти должны иметь возможность для маневра. Любой налог выполняет не только фискальную, но и регулирующую функцию. И если, например, Минский горсовет считает необходимым стимулировать деловую активность в одном районе города и "притормозить" в другом, то он вполне может в одном месте установить понижающий, а в другом - повышающий коэффициент.
Но это - в теории. Ведь все прекрасно понимают, что собой представляют местные власти в нашей стране, и не испытывают никаких иллюзий относительно них. Так что никто не удивится, если ставки налогов просто повысятся. Тем более что право изменять их предоставлено местным Советам в целях обеспечения в 2010 году дополнительных поступлений денежных средств в местные бюджеты.
Маркетинг без лимита.
Отметим также изменения, внесенные в Указ от 15 июня 2006 г. № 398 "Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели". Отныне расходы на рекламу, маркетинг и консалтинг не лимитируются, однако, как и раньше, нормируются представительские расходы.
Напомним, что совсем недавно в нашей стране существовали нормативы, в соответствии с которыми расходы на рекламу и маркетинг, включаемые в себестоимость продукции, были ограничены. Часть подобных расходов белорусским субъектам хозяйствования приходилось производить за счет чистой прибыли.
Понятное дело, что отечественные предприятия не могли позволить себе существенных расходов на рекламу и маркетинг, поэтому проигрывали зарубежным конкурентам даже на белорусском рынке.