Кандидатам разрешат собрать деньги
30.11.2009
—
Новости Политики
Палата представителей рассмотрит в первом чтении законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам проведения выборов и референдумов и о признании утратившим силу закона Республики Беларусь о Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов".
По данным БЕЛТА, законопроект предусматривает формирование избирательных комиссий (кроме Центризбиркома) так, чтобы не менее трети в них составляли представители политических партий и других общественных объединений.
"Представители оппозиции, если они будут выдвигать своих представителей в состав избирательных комиссий, смогут присутствовать на заседаниях исполкомов и местных Советов, где будут образовываться эти комиссии. Они также будут вправе подавать жалобы, заявления в суд, если их просьбы не будут удовлетворены", - пообещала Л. Ермошина в интервью БелаПАН.
Изменения, по ее словам, затронут и персональный состав избирательных комиссий. Исполкомы не смогут включать своих представителей в состав избирательных комиссий. Госчиновники получат возможность занимать не более одной трети их состава.
Планируется упростить выдвижение и регистрацию кандидатов, в том числе разрешить политическим партиям выдвигать своих кандидатов во всех избирательных округах независимо от того, есть там их структуры или нет.
Сегодня многие политические партии были вынуждены совмещать регистрацию своих структурных подразделений по одному юридическому адресу, например, самой партии, ее областной и минской городской организации. В результате такие партии лишились возможности выдвигать кандидатов в депутаты в ряде избирательных округов, в которых они не имеют зарегистрированных структур.
Это было одно из предложений Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, которое авторы законопроекта, по словам Л. Ермошиной, учли на 90%.
В частности, БДИПЧ ОБСЕ предлагало "исключить положение об обязательном наличии партийных структур в округе, - сказала Л. Ермошина. - Мы пошли дальше: упростили порядок выдвижения кандидатов путем сбора подписей, уменьшили количество оснований для признания подписей недействительными, что сократит количество отказов в регистрации кандидатов".
Ожидается, что будет разрешено создавать индивидуальные избирательные фонды, обеспечив при этом жесткий контроль за их формированием и расходованием средств. В этом случае, как считают наблюдатели, избирательная кампания может стать ярче, у кандидатов будет возможность напечатать больше листовок и плакатов, а возможно, даже оплатить размещение рекламных роликов на телевидении и радио.
При этом скептики подозревают, что данная норма будет использована для "добровольно-принудительного" сбора пожертвований у предпринимателей для "нужных кандидатов". Что касается оппозиции, то представляется, что бизнес не отважится открыто финансировать избирательные кампании оппонентов правящего режима.
"Кандидаты не должны декларировать эти средства, поскольку они будут поступать не только от кандидатов, но и от юридических и физических лиц", - сообщила Л. Ермошина в ходе онлайн-конференции на сайте газеты "Советская Белоруссия". "Если пожертвования будут анонимными, они будут зачисляться в бюджет", - добавила глава Центризбиркома.
Законопроект устанавливает предельный размер индивидуального финансового фонда для кандидатов в президенты Беларуси в размере 3 тысяч базовых величин. Сегодня максимальный размер такого фонда составил бы 105 млн. BYR, или около 38 тыс. USD. Эта сумма примерно соответствует месячной зарплате главы избирательного штаба кандидата в депутаты Госдумы РФ... Однако Центризбирком утверждает, что при разработке законопроекта он учел российский опыт.
Впрочем, помимо фонда кандидата в президенты, предусмотрено выделение ему государством 2,3 тыс. базовых величин (80,5 млн. BYR, или 29 тыс. USD). Центризбирком ожидает, что в президентских выборах могут принять участие порядка 10 кандидатов.
"Я не уверена, что кандидатов будет очень много. И вот почему. Конституцией Беларуси предоставляется возможность гражданину нашей страны избираться на пост президента в случае, если он собрал не менее 100 тыс. подписей в свою поддержку. А такое количество подписей собрать очень тяжело", - говорит председатель Центризбиркома.
В то же время предельный размер фонда для кандидатов в депутаты Палаты представителей ограничен одной тысячей базовых величин (35 млн. BYR, или примерно 12 тыс. USD). Это соответствует стоимости скромного нового автомобиля.
Для кандидатов в депутаты местных Советов никаких избирательных фондов не предусмотрено, впрочем, как и депутатской зарплаты. Они смогут использовать на избирательную кампанию только государственные средства.
Как сказала в интервью БелаПАН Л. Ермошина, "вполне возможно, эта норма (о фондах кандидатов) будет развиваться в зависимости от того, как она будет реализовываться на практике". "Не исключено, что практика проведения президентских выборов покажет, что предельные размеры фонда надо увеличивать", - сказала глава Центризбиркома.
"Думаю, у этой нормы самые большие перспективы на дальнейшее изменение, так как она у нас появилась практически на голом месте. Мы ранее ее не применяли", - подчеркнула Л. Ермошина.
Кроме того, законопроект предполагает исключение порога явки избирателей, необходимых для признания выборов местных Советов состоявшимися. Ранее в Избирательный кодекс была внесена норма, отменившая второй тур выборов в местные Советы.
Как сообщает БелаПАН, в законопроект не вошла поправка об обозримости подсчета голосов для наблюдателей. "Полномочия наблюдателей остались в прежней редакции: наблюдатель вправе наблюдать за подсчетом голосов. Формулировка об условиях, позволяющих наблюдать обозримость подсчета голосов, исключена как субъективная", - сказала глава Центризбиркома.
Л. Ермошина подчеркнула, что "любой закон - это плод компромисса". "Есть мнение тех, кто организует выборы. Например, председатели участковых комиссий считают себя менее защищенным, чем наблюдатели. Они требовали, чтобы появились нормы, предоставляющие более широкие полномочия членам и председателям участковых комиссий, лучше защищающие их права. Поэтому был выбран компромиссный вариант", - сказала глава Центризбиркома.
Л. Ермошина также сообщила, что законопроектом расширяется круг лиц, которые могут быть выдвинуты наблюдателями. Наблюдателями могут быть не только члены общественных объединений и политических партий, но и их представители, а также сами кандидаты на выборные должности.
По данным БЕЛТА, законопроект предусматривает формирование избирательных комиссий (кроме Центризбиркома) так, чтобы не менее трети в них составляли представители политических партий и других общественных объединений.
"Представители оппозиции, если они будут выдвигать своих представителей в состав избирательных комиссий, смогут присутствовать на заседаниях исполкомов и местных Советов, где будут образовываться эти комиссии. Они также будут вправе подавать жалобы, заявления в суд, если их просьбы не будут удовлетворены", - пообещала Л. Ермошина в интервью БелаПАН.
Изменения, по ее словам, затронут и персональный состав избирательных комиссий. Исполкомы не смогут включать своих представителей в состав избирательных комиссий. Госчиновники получат возможность занимать не более одной трети их состава.
Планируется упростить выдвижение и регистрацию кандидатов, в том числе разрешить политическим партиям выдвигать своих кандидатов во всех избирательных округах независимо от того, есть там их структуры или нет.
Сегодня многие политические партии были вынуждены совмещать регистрацию своих структурных подразделений по одному юридическому адресу, например, самой партии, ее областной и минской городской организации. В результате такие партии лишились возможности выдвигать кандидатов в депутаты в ряде избирательных округов, в которых они не имеют зарегистрированных структур.
Это было одно из предложений Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, которое авторы законопроекта, по словам Л. Ермошиной, учли на 90%.
В частности, БДИПЧ ОБСЕ предлагало "исключить положение об обязательном наличии партийных структур в округе, - сказала Л. Ермошина. - Мы пошли дальше: упростили порядок выдвижения кандидатов путем сбора подписей, уменьшили количество оснований для признания подписей недействительными, что сократит количество отказов в регистрации кандидатов".
Ожидается, что будет разрешено создавать индивидуальные избирательные фонды, обеспечив при этом жесткий контроль за их формированием и расходованием средств. В этом случае, как считают наблюдатели, избирательная кампания может стать ярче, у кандидатов будет возможность напечатать больше листовок и плакатов, а возможно, даже оплатить размещение рекламных роликов на телевидении и радио.
При этом скептики подозревают, что данная норма будет использована для "добровольно-принудительного" сбора пожертвований у предпринимателей для "нужных кандидатов". Что касается оппозиции, то представляется, что бизнес не отважится открыто финансировать избирательные кампании оппонентов правящего режима.
"Кандидаты не должны декларировать эти средства, поскольку они будут поступать не только от кандидатов, но и от юридических и физических лиц", - сообщила Л. Ермошина в ходе онлайн-конференции на сайте газеты "Советская Белоруссия". "Если пожертвования будут анонимными, они будут зачисляться в бюджет", - добавила глава Центризбиркома.
Законопроект устанавливает предельный размер индивидуального финансового фонда для кандидатов в президенты Беларуси в размере 3 тысяч базовых величин. Сегодня максимальный размер такого фонда составил бы 105 млн. BYR, или около 38 тыс. USD. Эта сумма примерно соответствует месячной зарплате главы избирательного штаба кандидата в депутаты Госдумы РФ... Однако Центризбирком утверждает, что при разработке законопроекта он учел российский опыт.
Впрочем, помимо фонда кандидата в президенты, предусмотрено выделение ему государством 2,3 тыс. базовых величин (80,5 млн. BYR, или 29 тыс. USD). Центризбирком ожидает, что в президентских выборах могут принять участие порядка 10 кандидатов.
"Я не уверена, что кандидатов будет очень много. И вот почему. Конституцией Беларуси предоставляется возможность гражданину нашей страны избираться на пост президента в случае, если он собрал не менее 100 тыс. подписей в свою поддержку. А такое количество подписей собрать очень тяжело", - говорит председатель Центризбиркома.
В то же время предельный размер фонда для кандидатов в депутаты Палаты представителей ограничен одной тысячей базовых величин (35 млн. BYR, или примерно 12 тыс. USD). Это соответствует стоимости скромного нового автомобиля.
Для кандидатов в депутаты местных Советов никаких избирательных фондов не предусмотрено, впрочем, как и депутатской зарплаты. Они смогут использовать на избирательную кампанию только государственные средства.
Как сказала в интервью БелаПАН Л. Ермошина, "вполне возможно, эта норма (о фондах кандидатов) будет развиваться в зависимости от того, как она будет реализовываться на практике". "Не исключено, что практика проведения президентских выборов покажет, что предельные размеры фонда надо увеличивать", - сказала глава Центризбиркома.
"Думаю, у этой нормы самые большие перспективы на дальнейшее изменение, так как она у нас появилась практически на голом месте. Мы ранее ее не применяли", - подчеркнула Л. Ермошина.
Кроме того, законопроект предполагает исключение порога явки избирателей, необходимых для признания выборов местных Советов состоявшимися. Ранее в Избирательный кодекс была внесена норма, отменившая второй тур выборов в местные Советы.
Как сообщает БелаПАН, в законопроект не вошла поправка об обозримости подсчета голосов для наблюдателей. "Полномочия наблюдателей остались в прежней редакции: наблюдатель вправе наблюдать за подсчетом голосов. Формулировка об условиях, позволяющих наблюдать обозримость подсчета голосов, исключена как субъективная", - сказала глава Центризбиркома.
Л. Ермошина подчеркнула, что "любой закон - это плод компромисса". "Есть мнение тех, кто организует выборы. Например, председатели участковых комиссий считают себя менее защищенным, чем наблюдатели. Они требовали, чтобы появились нормы, предоставляющие более широкие полномочия членам и председателям участковых комиссий, лучше защищающие их права. Поэтому был выбран компромиссный вариант", - сказала глава Центризбиркома.
Л. Ермошина также сообщила, что законопроектом расширяется круг лиц, которые могут быть выдвинуты наблюдателями. Наблюдателями могут быть не только члены общественных объединений и политических партий, но и их представители, а также сами кандидаты на выборные должности.