«Потратили 12 млн рублей». Как после реконструкции выглядит здание Дома губернатора в Минске
На площади Свободы, 7 в Минске закончили реконструкцию гимназии-колледжа при Академии музыки. Построенное еще в 1699 году как школа иезуитов, здание не раз меняло назначение и перестраивалось. Мы посмотрели, как объект изменился и какие из исторических артефактов архитекторам и строителям удалось сохранить.
Двухэтажную школу в составе комплекса иезуитского коллегиума построили еще в 1699 году. С конца XVIII века здесь был Дом губернатора, в 1918 году разместился Народный секретариат БНР, с 1919 по 1933 год здесь были ЦИК БССР, Совнарком и другие государственные центральные учреждения.
В 1935 году тут открыли отделение консерватории, а с 1947 года — это республиканская музыкальная школа. В 1968 году ее перестроили — здание выросло на два этажа. Как и планировалось изначально, после реконструкции в 2019—2020 годах все надстройки на объекте сохранили. До летних каникул дети учились в стесненных обстоятельствах — в это время на объекте уже шла реконструкция.
В этом году гимназии-колледжу исполнится 85 лет.
На открытии гимназии-колледжа присутствовали председатель Мингорисполкома Анатолий Сивак и министр культуры Юрий Бондарь. После того, как они перерезали ленточку, директор гимназии-колледжа Александр Поляков провел для них небольшую экскурсию.
Сначала чиновники остановились возле доски почета, потом гостям показали кабинет для академических концертов. Такой камерный музыкальный зал с двумя роялями нужен учащимся для экзаменов. В восемь рук учащиеся исполнили пьесу для гостей.
Поляков отметил, что закуплены японские рояли Kawai. Согласно данным сайта госзакупок Icetrade, планировали купить 23 рояля с ценой заказа 1 746 000 рублей. Кроме этого, с обновленного производства «Беларусь» для колледжа закупили 14 пианино.
В учреждении обновили все кабинеты для теоретических и практических занятий, академических концертов, спортивный зал, концертный зал на 300 мест. Также после реконструкции тут появилась своя звукозаписывающая студия.
После концерта в большом зале гимназии-колледжа министр культуры Юрий Бондарь рассказал, что реконструкция объекта велась с 2006 года — за это время привели в порядок пристройку.
В 2019-м оперный певец, солист Большого театра Беларуси Владимир Громов попросил президента ускорить ремонт гимназии-колледжа, так как работы велись больше 10 лет. Лукашенко поручил закончить реконструкцию до конца года.
— После решения всех организационных и финансовых вопросов, а реконструкция таких зданий — удовольствие не из дешевых, за счет средств инвестиционной программы мы потратили почти 12 миллионов рублей и привели это здание в надлежащее состояние. Работы продолжались меньше года, — сказал министр.
Как сохраняли историческую часть здания: фасады
Главный архитектор проектов в научно-практическом центре «Рестабилис» Роман Забелло руководил разработкой научно-проектной документации по реконструкции с реставрацией музыкальной гимназии-колледжа. Строительный проект разрабатывал «Минскпроект».
— Задача каждого реставрационного объекта — не навредить, выявить то самое ценное, что и придает ему охранный статус, а также сохранить все эти ценности для потомков. Даже если мы что-то не можем сделать сейчас, то нужно создать такие условия, чтобы в будущем исследователи могли к этому вернуться. На этом объекте так и получилось.
Еще одна задача, которая ставилась перед архитекторами — презентовать сохранившиеся ценности объекта и постараться воссоздать утраченные.
— Мы постарались непредвзято оценить историю объекта и проанализировать, что, дошедшее до нас от каждого периода строительства, представляет какую-либо ценность. Внешние и часть внутренних стен — постройка конца 17 и начала 18 века. В интерьерах под слоями поздних покрасок сохранились исторические росписи. Главный фасад сохранил следы трех перестроек 19−20 веков. В советское время внутри здания появилось декоративное панно.
На главном фасаде в уровне современных трех этажей декор восстановили полностью. Забелло говорит, опираясь на проведенные исследования, с очень высокой точностью получилось воссоздать пластику и декор главного фасада, уничтоженные при реконструкции 1960-х. Также на входе установили дверь, к которой купили 100-летнюю антикварную ручку — ее искали у антикваров.
— Мы ориентировались на вид здания конца 19 века, так как по предыдущим периодам было недостаточно информации для выполнения таких работ. Самой сложной задачей было определить необходимую степень воссоздания утраченных элементов и развести разные по времени строительства части здания так, чтобы объект смотрелся цельно и не диссонировал с современным окружением.
Исторический цвет здания немного высветлили, а надстройку выполнили в таком же цвете, как и в советское время. В итоге получилось, что историческая часть «работает» с костелом, а надстройка — с комплексом советских зданий слева. Это сделано, чтобы разложить здание на досоветский и советский периоды, при этом сохранив цельность застройки этой стороны площади.
Исторические фасады с многочисленными перестройками сохранились и во дворах. Различными приемами их постарались выявить в современном объеме здания, а также проэкспонировали фрагменты исторической кладки в образовательных целях.
Интерьеры: практически все исторические артефакты законсервированы
А интерьеры восстановить полностью сейчас бы не удалось — во-первых, были сжатые сроки, во-вторых, функция здания за несколько веков поменялась. Поэтому исторические артефакты временно спрятаны под гипсокартоном.
— Раньше стены многих зданий были украшены росписями, даже в жилых домах мещан. Тут, например, самые ранние росписи имитируют стеновые панели из мрамора терракотового и бежевого цветов. А первые школьные доски с нотным станом, чтобы записывать ноты, были нарисованы темной краской прямо на стене. На удивление, при советской реконструкции все слои росписи с момента постройки здания (с конца 17 века) не уничтожили, а спрятали под штукатуркой и закрасили.
Всего от первоначальной кирпичной кладки до последнего слоя выявили девять различных окрасочных слоев. Поэтому стояла задача сохранить всю штукатурку на исторических стенах, чтобы когда-нибудь в будущем, когда будет больше денег и времени, это можно было исследовать и презентовать.
— Надеюсь, работы по раскрытию и реставрации фрагментов росписей со временем будут проводиться и их сможет увидеть каждый, так как в Минске это один из немногих объектов, где мы могли бы увидеть подлинное оформление интерьеров 17−18 веков, — говорит Забелло.
В итоге все исторические стены зашили защитным слоем гипсокартона и работы вели по нему, чтобы не повредить что-нибудь ценное.
Также в интерьере на последнем этаже было советское панно Степана Котовича — его также зашили гипсокартоном, так как денег и времени на его восстановление предусмотрено не было.
В интерьере из исторических элементов сохранилась советская лестница с мозаичными полами. Ее почистили и усилили.
— У заказчиков было полное понимание важности объекта. Все шли навстречу, например, заместитель начальника отдела технадзора УКС Иван Злобин сам поехал в Поставы и нашел автора советского панно возле концертного зала — так как с ним нужно было обсудить сохранность работы и узнать первоначальный авторский замысел. Многое зависит от умения вести диалог и правильно расставлять приоритеты, а также от дотошности специалистов, которые работают на объекте. В целом, не самый плохой пример получился, для меня лично важно, что получилось выявить и сохранить росписи — это самое ценное, что там есть.