Эксперт: История о 200 боевиках открывает двери для дальнейших силовых провокаций в Беларуси
02.08.2020 16:01
—
Разное
4 цели, которые власти преследуют «делом о российских боевиках».
Снимок носит иллюстративный характер
В Беларуси и России продолжает обсуждаться информация о задержании в санатории «Белорусочка» группы граждан РФ, которые были названы представителями ЧВК Вагнер, планировавшими дестабилизировать обстановку в нашей стране.
Реакция России пока достаточно сдержанная. В пятницу 31 июля пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что до сих пор не была представлена информация, обосновывающая задержание российских граждан.
«Сейчас мы уже с высокой долей уверенности можем сказать, что эти российские граждане приехали проездом в Беларусь, они должны были улетать транзитом в другую страну, их пребывание никак не связано с самой Беларусью или с белорусскими делами», – сказал представитель Кремля.
Он также добавил, что задержанные россияне – сотрудники частного охранного предприятия, они опоздали на самолет и ждали вылета, «у них были билеты в Стамбул».
UDF.BY поинтересовался у экспертов, заявлениям какой стороны они доверяют больше.
«Если это внутриполитическая провокация, то она очень обозлит Кремль»
Директор аналитического центра EAST (Варшава) Андрей Елисеев отметил, что белорусские власти пока не предоставили достаточных доказательств планов задержанных по дестабилизации обстановки.
«Никак не умаляя вероятности деструктивного влияния Кремля на развитие ситуации в Беларуси, на данный момент версия о планах задержанных наемников дестабилизировать ситуацию в нашей стране представляется если не сомнительной, то пока не подкрепленной серьезными доказательствами. Минску необходимо предъявить серьезные тому факты, пока это не сделано», – сказал Елисеев.
Он также обратил внимание: если наемники действительно планировали бы дестабилизацию ситуации в Беларуси, то реакция Александра Лукашенко и белорусских властей оказалась бы намного более резкой.
«Если же это внутриполитическая провокация, то она очень обозлит Кремль, потому что это явный переход красных линий в двустороннем сотрудничестве и слишком серьезные обвинения в сторону Москвы для дальнейшей игры Минска с Западом. Версия о наличии договоренностей между Лукашенко и Путиным о раскрытии боевиков выглядит весьма маловероятной», – считает Елисеев.
По его мнению, отсутствие дипломатической ноты намекает на то, что Минск вполне может спустить историю на тормозах. Однако даже в таком случае она будет иметь огромные последствия для белорусско-российских отношений, «потому что чрезвычайно пошатнет доверие Кремля к Лукашенко».
Почему Москва сдержанно отреагировала на обвинение белорусских властей?
«Кремль намеренно выбрал тактику показушной отстраненности, с прицелом на то, что в любом случае политически ослабленный Лукашенко после кампании пойдет на следующий этап интеграции с Россией. Впрочем, все будет зависеть от дальнейшего развития ситуации. Не исключено, что в ближайшую неделю силовые провокации продолжатся, и не исключено то, что Минск будет серьезно утверждать об их российском следе. Если это произойдет и Лукашенко начнет заигрывание с Западом, то Кремль будет вынужден сменить свою риторику и план действий», – полагает Елисеев.
Директор аналитического центра EAST (Варшава) полагает, что если Минск не представит доказательства планов наемников дестабилизировать ситуацию в Беларуси, то «версия о внутриполитической провокации будет наиболее вероятной».
Она могла преследовать сразу четыре цели.
Во-первых, преуменьшить значимость выборов и альтернативных кандидатов.
«Посыл следующий: безопасность граждан и суверенитет страны под серьезной угрозой, потому кандидаты и их митинги лишь отвлекают внимание общественности и госорганов от решения более насущных задач», – отметил Елисеев.
Во-вторых, оказать дополнительного давление на Светлану Тихановскую с тем, чтобы она снялась с выборов – с намеком на все более суровые обвинения в адрес ее мужа.
В-третьих, запугать население для снижения протестной активности.
«Наконец, четвертое и весьма опасное: история о 200 боевиках, лишь часть из которых задержана, открывает двери для дальнейших возможных силовых провокаций. Возможно более серьезных, с возможностью введения если не полноценной ситуации ЧП де-юре, то ее отдельных элементов де-факто», – считает Елисеев.
«Мы не знаем, что на самом деле происходит в отношениях между Минском и Москвой»
Директор института «Палітычная сфера» и доктор политических наук Андрей Казакевич отметил, что заявление белорусских властей перед выборами вызывает сомнения.
«Поскольку напоминает подобные инциденты, начиная с президентских выборов-2006. С полным доверием к такой информации нельзя относиться. Если бы эти люди реально готовили теракты, то, наверное, реакция властей была бы совершенно другой», – сказал Казакевич.
Почему Кремль так спокойно отреагировал на сообщение из Минска?
«Наверное, все понимают, что это предвыборный эпизод. Кроме того, нужно понимать, что основные нюансы двусторонних отношений не являются публичными. Мы, например, очень мало знаем о дорожных картах по углублению интеграции. Информации из открытых источников недостаточно, чтобы понимать, что на самом деле происходит в отношениях между Минском и Москвой», – считает Казакевич.