250 ролей и одна любовь Леонида Куравлева. Вспоминаем самые интересные факты из жизни любимого актера
Фильмы, в которых он играл, неизменно показывают по всем телеканалам во время праздников. Ведь это настоящие хиты, не теряющие своей популярности вот уже много десятилетий: «Иван Васильевич меняет профессию», «Афоня», «Живет такой парень» и многие-многие другие.
Удивительный актер: сыграл в кино 250 самых разных ролей, стал одним из самых узнаваемых людей в стране, но сумел сохранить почти в полной тайне свою личную жизнь. Сегодня он отмечает свой день рождения, и мы собрали самые интересные факты биографии самого скрытного народного артиста Леонида Куравлева.
В актеры пошел, потому что не любил математику
Будущая легенда советского кино появился на свет 8 октября 1936 года в очень простой семье: папа — слесарь на авиационном заводе, а мама — дамский парикмахер. Втроем они жили в одной комнате в коммунальной квартире. В 1941 году неизвестный «доброжелатель» написал донос на маму мальчика, и по решению суда ее выслали из столицы в Мурманскую область. Только спустя 7 лет ей разрешили увидеться с сыном, а еще через некоторое время семья снова воссоединилась в Москве — спасибо хрущевской «оттепели».
Куда идти учиться дальше после школы, юный Леонид не особенно хорошо представлял. Главное, чтобы без вступительных экзаменов по точным наукам. «Учился я плохо. Особенно тяжело давалась математика. Как слышал „синус-косинус“ — валился в обморок. А класс у нас был очень сильный — семь медалистов», — позже расскажет он. Помог, как всегда, случай. Двоюродная сестра Куравлева поступала во ВГИК на актерский факультет (правда, не прошла), но посоветовала брату попытать счастья именно там, ведь вопросов по математике и физике абитуриентам в этом вузе не задают.
Леонид Куравлев выучил отрывки из Маяковского, «Поднятой целины» и басню Крылова «Слон в случае». Но не выдержал конкурса и пошел работать на фабрику, где производили линзы для оптических приборов. Ровно через год, с тем же «репертуаром», экзаменационная комиссия ВГИКа зачислит его на курс к Борису Бибикову, у которого учились Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов и многие другие великие артисты. Правда, после второго года обучения студента Куравлева чуть не отчислили, потому что тот никак не хотел проявлять себя. Но вскоре ситуация переменилась, и вот уже глава курса стал хвалить талантливого актера, а студенты курса режиссуры — предлагать Леониду сняться в их учебных фильмах.
Первая работа в кино — дипломный проект Александра Гордона и Андрея Тарковского — короткометражный фильм «Сегодня увольнения не будет». Меньше чем через год, в 1960-м, Василий Шукшин снимает Куравлева в своем дипломе «Из Лебяжьего сообщают», а Михаил Швейцер — в исторической картине «Мичман Панин».
Но совсем другой фильм Леонид Куравлев считает для себя судьбоносным: «Василий (Шукшин) очень цепкий. Вынул из моей души все, что ему необходимо, — всю мою суть, а потом уехал на родину сочинять сценарий „Живет такой парень“. Писал под меня. Вот с этого фильма и пошло мое восхождение. До сих пор самая значительная моя роль — роль Паши Колокольникова. Лучше не было. Здесь моя сущность полностью совпала с характером героя. В ленте я был именно тем, кто есть в жизни».
«Живет такой парень» моментально стал народной картиной, настолько хорошим получился фильм. Интересно, что главная роль в ленте еще до утверждения сценария на киностудии Горького была желанной для многих известных актеров того времени. Но Шукшин всем отвечал отказом: «У меня уже есть Куравлев».
«Это добрый, веселый человек. Нам нужны такие люди в жизни, на экране, в книгах — везде. Как бы ни сложилась жизнь, какой бы ни была она трудной, порой при встрече с добрым человеком заражаешься от него верой, необходимой силой для преодоления трудностей. Это необходимо нам в жизни. Это трудно воспитывается, это рождается вместе с человеком. И важно потом не потерять это, сохранить в силе и нести это чувство к людям», — позже напишет Шукшин о Леониде Куравлеве, объясняя, почему этот актер так «зацепил» его. Позже он снимет его еще в одной своей картине «Ваш сын и брат» и предложит роль в легендарных «Печках-лавочках» (сценарий которых также написал под Леонида Куравлева). Но тот откажется, честно сказав, что лучше самого Шукшина в этот образ не попадет никто — и окажется абсолютно прав.
«Наталья Варлей выпала из летящего гроба — а я ее поймал»
После «Живет такой парень» Куравлев становится нарасхват. Каждый год актер появляется как минимум в нескольких картинах на большом экране. В 1967 году актеру достается главная роль в первом советском фильме ужасов — «Вий». На съемочной площадке этого самого мистического произведения Николая Васильевича Гоголя также не обошлось без странных происшествий. Бутафорский гроб, в котором по сценарию летала под потолком павильона актриса Наталья Варлей, внезапно закрутился, и девушка упала с трехметровой высоты. Несчастье предотвратил ее партнер — Леонид Куравлев: «Наталья стала падать, а я находился в той точке, где мне пришлось всего лишь, не отступая ни на шаг, подставить руки, и она в них упала. Это чудо. Это тоже Гоголь! Его иногда обвиняли в том, что он копается в каких-то темных делах. Нет, Гоголь космически любвеобилен».
Новый год приносит новую работу — роль Шуры Балаганова в «Золотом теленке» — экранизации знаменитого романа Ильфа и Петрова. Кастинг, как сказали бы сегодня, был звездным: Сергей Юрский, Евгений Евстигнеев и Зиновий Гердт.
Леонид Куравлев великолепно справился с ролью в комедии, хотя сниматься было очень и очень тяжело, вспоминает его коллега Сергей Юрский, исполнивший роль Остапа Бендера:
«У нас практически не было времени на отдых. Доходило до того, что актеры готовы были устроить забастовку, в отчаянии кричали режиссеру: „Да это уже невозможно, имейте совесть!“. Но это мало помогало… Помню, когда съемки проходили в Юрьеве-Польском Ярославской области, нас не селили в гостиницах — мы останавливались у местных жителей, жили в избах… Город бедный, полуразрушенный, мрачный. Мне было очень тяжело… А Леня со всем справлялся блестяще, его такой жесткий режим ничуть не смущал! Я тогда понял, что Леня рожден для кино».
В начале 70-х Станислав Говорухин приглашает Леонида Куравлева на главную роль в своей картине «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».
«Ну о чем еще мечтать? Благодарен Богу, что он на меня просыпал столько великолепных ролей. Кто-то страдает, что не сыграл Гамлета или Хлестакова. Я тоже не сыграл Гамлета и Хлестакова, зато за плечами много других героев, порой совсем неожиданных — Робинзон Крузо, например. Помню, когда Говорухин взял меня на эту роль, комиссия встала на дыбы: «Зачем вы утвердили Куравлева? У него комедийный имидж! Он — Шура Балаганов, а Робинзон Крузо — англичанин, аристократ». Говорухин ответил: «Снимать буду только Куравлева. Потому что весь фильм перед зрителями будет одно и то же лицо, и любой артист на двадцатой минуте наскучит. А за Куравлевым наблюдать интересно». Как оказалось, режиссер ни разу не ошибся в своем выборе. «Робинзон» с успехом прошел в прокате не только в СССР, но и в более чем сорока других стран мира.
«Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть…»
И всё же все эти работы были только предшественниками тех самых, которые зрителям суждено было растащить на цитаты, пересматривать в сотый раз по телевизору и снова-снова влюбляться в героя Куравлева. Конечно же, речь идет о фильмах великого мастера комедии Леонида Гайдая.
«Я тогда снимался у Славы Говорухина в фильме „Робинзон Крузо“. Мы снимали на юге, в Сухуми. И пришла телеграмма с вызовом в Москву к Гайдаю на кинопробу в картину „Иван Васильевич меняет профессию“. Я загорелся: люблю Булгакова. Бросился к Говорухину с мольбой меня отпустить на один день на пробу. И прошел!»
Куравлев исполнил роль обаятельного жулика Жоржа Милославского. Многие детали и слова для этой роли придумал сам актер. В сцене, где он грабит квартиру стоматолога Шпака, Милославский берет в руки пачку денег и говорит по сценарию: «Храните деньги в сберегательной кассе». Куравлев добавил от себя: «Если они у вас, конечно, есть!». Импровизация так понравилась Гайдаю, что на монтаже он ее оставил, как и знаменитый кадр появления Жоржа с пачкой сигарет «Мальборо» — очень уважал эту марку.
Предлагаем вспомнить лучшие цитаты из фильмов с Леонидом Куравлевым:
«А что вы так на меня смотрите, отец родной? На мне узоров нету и цветы не растут» («Иван Васильевич меняет профессию»)
«Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть…» («Иван Васильевич меняет профессию»)
«А что, Феденька, войны сейчас никакой нет у нас?» («Иван Васильевич меняет профессию»)
«Уберите психическую, а то жениться перестану!» («Не может быть!»)
«А ты что, никогда не обедаешь? Верблюд, что ли?» («Афоня»)
«Отсутствие жалоб со стороны населения — лучшая награда за наш труд». («Афоня»)
«Что-то вы все печете, девушки, печете! Уж лучше бы капусту квасили, что ли…» («Самая обаятельная и привлекательная»)
За какую бы роль ни брался Леонид Куравлев, все они (пусть даже небольшие) превращались в золото. Вор-рецидивист Копченый в «Место встречи изменить нельзя», одноглазый оберштурмбанфюрер Айсман в «Семнадцати мгновениях весны», жених Володька Завитушкин в «Не может быть», Аркадий в «Начале» — перечислять можно бесконечно.
«Афоня, гони рубль!»
Еще одну «звездную» главную роль артисту Куравлеву подарил режиссер Георгий Данелия, сняв его в фильме «Афоня». Мало кто знает, но на самом деле, изначально актера даже не рассматривали для роли обаятельного алкоголика Афанасия Борщева. Караченцов, Бурков, Высокий, Щербаков — Данелия перебрал десятки звездных артистов, но все его почему-то не устраивали.
«И потом вдруг я понял, что именно: у них Афоня получался злой, несимпатичный… Мне самому в какой-то момент стало неприятно думать об этом персонаже, а снимать про него фильм — и подавно. И когда я уже почти расстался с этой мыслью, вдруг на улице совершенно случайно встретил Куравлева. И тут же понял, что это и есть мой Афоня! Ведь в Леониде кроме внешнего обаяния есть внутренняя доброта. Поэтому зритель, глядя на героя в его исполнении, прощает ему плохие поступки», — напишет позже режиссер.