Онколог: "Я сталкивался с чудесами. Но оказывалось, что пациенты не просто "пили травки", а параллельно лечились в Израиле США или Германии"
Проблема так называемых онко-диссидентов хорошо знакома белорусским онкологам. Практически каждый седьмой пациент отказывается от лечения рака врачами, предпочитая услуги "бабок", отвары трав и другие подобные методы.
Что может заставить таких пациентов отказаться от первоначальных убеждений и пройти назначенное онкологом лечение, рассказал корреспонденту портала Interfax.by заместитель директора по научной работе ГУ "РНПЦ онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н.Александрова" Сергей Красный.
- Около 15-20% людей по разным причинам отказываются от обследования либо от лечения рака. И это касается не только Беларуси, но и всего мира.
- Какие причины обычно называют пациенты?
- Во-первых, многие считают опухоли неизлечимыми. А если так, то лучше не знать ни диагноза, ни лечения, ни перспектив. Обычно такое отношение к своей болезни объясняется недостатком образованности и информированности.
- А на самом деле всегда есть хотя бы 1% шансов на успешное лечение, за который надо хвататься?
- Конечно! Сейчас мы излечиваем около 60-70% онкозаболеваний, а выявленных на первых стадиях – практически 100%. Просто надо быстрее начинать лечение.
Есть еще категория людей, которая думает, что если не обследоваться, то как бы и ничего не будет. Диагноз же не стоит – значит, и болезни вроде как нет.
А есть люди, просто совсем безразличные к себе и своему здоровью. Они рассуждают так: "Ну и пусть там что-то будет. Помру, когда мне отведено". Это часто асоциальные элементы.
- Эти 15-20% людей, о которых вы говорите, в итоге обращаются к врачам?
- Часто – да. Когда запущенные опухоли, когда все начинает болеть. Тогда начинается "Ой! Ай! Помогите! Спасите!"
Время от времени приходится сталкиваться и с теми людьми, которые проходят обследование, а когда узнают диагноз, отказываются от лечения.
- Потому что не верят в его эффективность?
- И это тоже. А кто-то надеется на знахарство, травки, грибы, яды, медитацию и т.д.
- Но, возможно, они способны тоже помочь?
- Помочь – да, но не заменить основное лечение. Народная медицина всегда использовалась в качестве вспомогательной, и нами также сейчас используется. Но нельзя заменять ей основное лечение, доказавшее свою высокую эффективность.
Очень тяжело таким людям объяснить что-то. Хочется донести до них, чтобы поняли: на самой ранней стадии можно быстро удалить опухоль и забыть про нее. А если пойти от онкологов за травками и "шептаниями", можно в итоге вернуться уже с большой опухолью.
- И как вы уговариваете таких людей?
- Беседуем сами. Есть у нас и психологи, которые занимаются такими пациентами. Обязательно собираются консилиумы как минимум с заместителем директора медучреждения, приглашаются родственники пациента. И ему саму, а также его близким подробно рассказывают, какие перспективы их ожидают. Объясняем также, что эффективность лечения очень высокая. В общем, прибегаем и к кнуту, и к прянику. Иногда удается переубедить, иногда – нет.
- Это в основном пожилые пациенты?
- Есть и совсем молодые. За них очень обидно. Еще можно понять 80-летнего пациента, который отказывается от химиотерапии, чтобы провести последние месяцы с семьей и дома, а не в больнице. Но очень страшно за молодых, которых можно было бы один раз радикально вылечить, и они прожили бы еще 100 лет, а они отказываются от лечения и уходят.
И эти моменты психологически очень тяжело переживаются и врачами тоже. Ведь по сути человек, которого они могли спасти и вылечить, уходит от них умирать. Это все равно, что спрыгнуть с крыши дома.
- Неужели в вашей практике не было чудесных случаев, когда уходили больные пациенты, а возвращались здоровые?
- Были. Но потом выяснялось, что он лечился где-то в Америке, Израиле или Германии, ему там сделали операцию, а параллельно он пил какие-то травки. И выздоровев, такой человек абсолютно уверен, что помогли ему травки, а не операция.
- А если к вам приходит пациент, который хочет одновременно лечиться и традиционными способами и "травками"?
- Попробуем понять, насколько это лечение совместимо с традиционным.
Дело в том, что в этом вопросе надо быть очень аккуратным. Так как существует достаточно много исследований, говорящих о несовместимости некоторых компонентов в процессе лечения. Они могут провоцировать рост опухолей или вызывать тяжелейшие осложнения.
Те же иммуностимуляторы могут стимулировать не только иммунитет, но и раковые клетки.
Некоторые яды действительно могут обладать противоопухолевым действием. Но одновременное их применение с химпрепаратами может вызвать крайне серьезную токсическую реакцию.
Поэтому в этих вопросах лучше самолечением не заниматься, а определить совместимость разных способов лечения вместе со своим доктором.
Беседовала Ирина Киеня