Миллион километров пути лидчанина Николая Ропацкого. Железнодорожники отмечают профессиональный праздник

Источник материала:  
04.08.2018 — Разное

Миллион километров пути лидчанина Николая Ропацкого. Железнодорожники отмечают профессиональный праздник
Наверное, нет человека, который куда-нибудь не добирался дизель-поездом. Со стороны все красиво и просто: сидит в кабине машинист, рулить не надо – только останавливаться на нужных станциях, пока поезд не прибудет на конечную. На самом же деле это много часов непрерывного, напряженного труда. Вместе с тем, работа машиниста не только сложная, но и престижная. Ей не изменяют – она затягивает в свою орбиту, можно сказать, навсегда. Незадолго до праздника белорусских «чыгуначнікаў» мы попросили рассказать об этой профессии под-робнее ее достойного представителя – машиниста дизель-поезда Николая Ропацкого, который 39 лет жизни посвятил работе в локомотивном депо Лида УП «Барановичское отделение Белорусской железной дороги». За многолетний безупречный труд и высокий профессионализм он награжден знаками «За безаварийный пробег на локомотиве 1 000 000 км», «Выдатнік Беларускай чыгункі», «За добрасумленную працу на Беларускай чыгунцы» ІІІ степени и ІІ степени (последнюю награду вручили буквально на днях – 1 августа).

Николай Петрович, как мы и договорились, ожидал у проходной депо. Меня встретил энергичный, стройный мужчина среднего возраста – навскидку никогда не догадалась бы о его солидном трудовом стаже. Оказалось, он и в душе такой же молодой, и в профессии идет в ногу со временем. Но обо всем по порядку.

Николай Ропацкий родом с Лидчины, из Понемонцев. В родной деревне он закончил среднюю школу, и уже тогда понял, что его очень тянет к технике. Поэтому устроился на работу в Минойтовскую сельхозтехнику. Но вскоре, в рамках подготовки к службе в армии, Лидский военкомат направил его на учебу в ДОСААФ, где он получил права на управление автомобилем. С 1976 по 1978 год Николай проходил срочную службу в Одинцово, под Москвой, в качестве водителя – перевозил военную технику. После армии вернулся в родные Понемонцы, но поначалу не мог определиться, где бы хотел работать. Как-то молодой человек разговорился с односельчанином, который работал на железной дороге в Лиде. «Приходи к нам в депо, не пожалеешь», – посоветовал тот.

Миллион километров пути лидчанина Николая Ропацкого. Железнодорожники отмечают профессиональный праздник
Миллион километров пути лидчанина Николая Ропацкого. Железнодорожники отмечают профессиональный праздник

 

«Я приехал в Лиду, зашел в отдел кадров депо, – вспоминал о тех событиях Николай Ропацкий. – И, к моему счастью, они решили, что я им подхожу. Но сначала направили на курсы, по окончании которых я получил специальность «помощник машиниста». С этими корочками, летом 1979 года, пришел в локомотивное депо Лида, и вот уже 39 лет здесь».

Первые поездки в качестве помощника машиниста запомнились моему собеседнику не только закреплением на практике теоретических знаний под чутким руководством машиниста Валерия Кудоша, но и яркими впечатлениями от созерцания незнакомых мест, где раньше не был.

Но так как маршруты повторялись, чувство новизны постепенно ушло, а уроки первого наставника запомнились Николаю Петровичу на всю жизнь: «Он рассказывал, на что я как помощник машиниста должен обращать внимание, за какими параметрами работы локомотива следить. Вы, наверное, замечали, что локомотив, который тянет дизель-поезд, представляет собой сцепку из двух секций? В ведущей секции едем мы с машинистом. А что касается ведомой секции, то моей обязанностью было на каждом перегоне ходить туда, проверять параметры ее работы и докладывать о них. Также вместе с машинистом я должен был следить за сигналами, состоянием пути, подсказывать ему, если есть ограничения скорости… Потом я ездил и с другими машинистами, всех их вспоминаю с благодарностью, но особенно среди них выделяю Александра Барана, который меня очень многому научил (к сожалению, его уже нет)».

В 1982 году Николай Ропацкий от работы был направлен на учебу в Гомельскую школу машиниста. Через год ее окончил, получив специальность «машинист тепловоза-паровоза». А в 1985-м в локомотивном депо Лида появилась вакансия по его специальности. Паровозов в депо уже почти не было, хотя немного поработать машинистом он успел и на этой технике. А так уже более 30 лет водит тепловозы и дизель-поезда.

Я спрашиваю: сильно ли отличаются обязанности машиниста и помощника? «Знаете, вести поезд – совсем другое. Это – сложнее и ответственнее, – ответил Николай Петрович. – Надо больше внимания обращать на путь, на сигналы, на параметры работы оборудования. Машинист управляет мощностью локомотива. Состав идет на подъем, надо дать больше мощности, и наоборот. Остановки – это тоже на мне. Надо выдерживать график движения. Иногда внепланово приходится пропускать пассажирские составы, тогда упущенное время нагоняем в пути. А когда помощник осматривает "заднюю" секцию, машинист вообще работает за двоих. В конце каждой поездки я обязан записать в бортовой журнал все замечания, возникшие в пути, и ремонтная бригада депо между рейсами их потом устраняет. И, конечно, я должен после себя привести в порядок дизель-поезд, оставить чистое рабочее место. Ведь в каждый рейс мы выезжаем на других дизель-поездах».

Миллион километров пути лидчанина Николая Ропацкого. Железнодорожники отмечают профессиональный праздник

Цех по ремонту дизель-поездов.

Миллион километров пути лидчанина Николая Ропацкого. Железнодорожники отмечают профессиональный праздник
Миллион километров пути лидчанина Николая Ропацкого. Железнодорожники отмечают профессиональный праздник

Николай Ропацкий работает в колонне машиниста-инструктора Андрея Скобли, которая обслуживает пригородные дизель-поезда на всех направлениях из Лиды – на Гродно, Барановичи, Молодечно, Беня-кони. В смену машинист совершает один рейс туда-обратно.

На работу машинисты дизель-поездов выходят и ночью, и рано утром, и поздно вечером. Ночью работать сложнее, возрастает психоло-гическая нагрузка. Вообще, к здоровью машинистов предъявляются особые требования – каждый год они проходят углубленную медкомиссию.

Еще одна особенность профессии – постоянная учеба. Каждую среду-четверг для локомотивных бригад (машинистов и их помощников) в депо проводятся занятия по повышению квалификации. Это ведь только снаружи локомотивы долгие годы выглядят одинаково, а внутри они постоянно модернизируются, становятся мощнее (а грузовые – уже и компьютеризированы). Впрочем, новые современные пассажирские локомотивы тоже компьютеризированы. Николаю Ропацкому уже доводилось управлять и ими.

Миллион километров пути лидчанина Николая Ропацкого. Железнодорожники отмечают профессиональный праздник

Миллион километров пути лидчанина Николая Ропацкого. Железнодорожники отмечают профессиональный праздник
Миллион километров пути лидчанина Николая Ропацкого. Железнодорожники отмечают профессиональный праздник
Миллион километров пути лидчанина Николая Ропацкого. Железнодорожники отмечают профессиональный праздник

Железную дорогу Николай Петрович считает судьбой не только потому, что всю жизнь на ней работает, но и по той причине, что встре-тил здесь свою жену. Валентина Ивановна работала техником в дистанции пути. Вместе они вырастили двоих детей. Сын Денис сейчас работа-ет в милиции, дочь Ольга – в частной фирме. У пары также есть двое внуков: Дима перешел в 6-й класс, а Настеньке еще только 3 месяца.

Я поинтересовалась у моего собеседника, как он расслабляется после напряженных поездок. «Рыбалкой, – ответил он. – Это и великолепный отдых, и свежий воздух, и общение с природой, а если еще и рыбу поймал…» Роль отдыха сложно переоценить. Ведь машинист не просто управляет локомотивом, а везет людей, отвечает за них. А бывают еще и нештатные ситуации.

– Скажем, люди идут по колее, – начал приводить примеры Нико-лай Петрович. – Тогда мы сигналим. Если не реагируют, останавливаем состав. Иногда в пути наряд милиции приходится вызывать. Правда, такое было крайне редко. А вот когда люди что-то в поезде забывают – мобильники, личные вещи – случается чаще. Потом спохватываются, когда поезд ушел, и бегут к дежурному по вокзалу. Дежурный выходит на нас, и в указанных вагонах вещи, как правило, на-ходятся. Потом прорабатываем схему, как вещь вернуть.

 Особенно неординарный случай произошел прошлым летом.

– Я вел состав из Гродно, – вспоминает об этом Николай Ропацкий, – и вдруг на перегоне Скидель-Черлена увидел, что буря положила на рельсы дерево. Доложил диспетчеру, остановился. Сначала дерево пробовал убрать с моим помощником, но не получилось. А следом идет московский поезд, вот-вот нагонит. Я зашел в вагон и говорю: «Мужики, такое дело…» И пассажиры, человек восемь, охотно пришли на помощь. Вместе мы быстро освободили путь. И уже в Мосты поезд прибыл по графику.

Миллион километров пути лидчанина Николая Ропацкого. Железнодорожники отмечают профессиональный праздник

 

←У Віцебскай вобласці грыбнік блукаў па лесе амаль тыдзень

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика