Чиновники — о «неприкосновенности» водителей авто с дипномерами и реакции на нарушения (видео, 24 фото)
Мы не раз писали о фактах нарушения со стороны водителей автомобилей с дипломатическими номерами. По международному закону их не задерживают и не штрафуют. Одна из таких заметок вылилась в ноту протеста, направленную в адрес посольства Турции. Причиной стала парковка BMW на тротуаре. Позже, как нам удалось выяснить, турецкие СМИ раздули ситуацию, назвав ее кризисом, что заставило понервничать турецкое диппредставительство в нашей стране. В то же время у белорусских автомобилистов сложилось ощущение, что водители машин с дипломатическими номерами неприкосновенны. Насколько это суждение справедливо? На днях все главы посольств собрались на акции «Дипломаты за безопасность». Корреспондент Onliner.by направился туда, чтобы задать неудобные вопросы.
Верхушка айсберга
Ситуация с BMW посольства Турции стала достоянием общественности (об этом написали СМИ не только в Беларуси, но и в Турции: сайты Karar, Birhaberoku и многие другие). Ресурсы опубликовали реакцию турецкой стороны: «Водитель будет более тщательно соблюдать правила дорожного движения, говорится в заявлении».
Однако это редкость. Обычно, исходя из нашей практики, дальше заметки со ссылкой на очевидца нарушения дело не заходит. Как нередко бывает в правительственных кругах, это лишь верхушка айсберга, известия о последствиях для водителя или дипломата не выходят за рамки посольской «тусовки». Госавтоинспекция фиксирует такой проступок и соответствующую информацию направляет в Министерство иностранных дел. Насколько нам известно, после подобных случаев главу ведомства вызывают в МИД и напоминают о необходимости соблюдать ПДД. Официально подобная практика называется личной встречей. Есть и другие инструменты воздействия: предупреждения, беседы и наконец известные всем ноты. И, как нам удалось выяснить, выносят их достаточно часто, только почти не афишируют.
Немного официально
Все вышеперечисленные меры — карательные, ну а в качестве предупредительных используют мероприятия наподобие акции «Дипломаты за безопасность» с участием глав зарубежного дипкорпуса, представителей международных организаций, почетных консулов и их семей. На ней вновь напомнили о неукоснительном соблюдении ПДД в стране, куда прибыли иностранные чиновники.
Смысл акции, которую организовали «Белорусский клуб автомототуризма» (БКА), МИД, Минтранс и МЧС, озвучил глава международного ведомства Владимир Макей: «За год в мире в авариях гибнет больше людей, чем в отдельно взятом вооруженном конфликте. Проблема начинается с культуры вождения. И ей нужно учиться. Сегодня мы напомним послам о правилах наших дорог, действиях в экстремальных ситуациях».
Глава БКА Рафаэль Мусаев заметил, что общественное объединение около двадцати лет занимается пропагандой безопасности дорожного движения и к решению этой задачи привлекает разные слои населения. В этот раз задействовали дипломатов, поскольку они также передвигаются на автомобилях: «В мире ежегодно на дорогах погибает 1,2 миллиона человек. К тому же большое число людей получает травмы. Мы бы хотели привлечь внимание международной общественности к этой проблеме».
Что иногда происходит в реальности, думаем, многие помнят. Приведем подборку самых резонансных ситуаций за минувший 2017 год.
О привилегиях и индульгенциях
Комментируя подобные случаи, в МИДе нам говорят: «Определенные привилегии не дают индульгенцию на вседозволенность, в особенности на дороге. Венская конвенция о дипломатических сношениях предусматривает предоставление дипкорпусу определенных иммунитетов. Согласно этому документу сотрудники дипмиссий обязаны без ущерба для своих привилегий уважать законы и постановления государства пребывания. Правила дорожного движения — это тоже закон. Инциденты с автомобилями с дипномерами не остаются без последствий и соответствующей профилактической работы. Меры, которые по настоянию МИДа применяют в подобных случаях руководители дипмиссий к своим сотрудникам, как правило, оказываются действенными».
А что думают сами обладатели привилегий? Одни послы на телевизионные камеры хвалят белорусских водителей и чистоту дорог, допуская легкую критику наших скоростных режимов. Другие дипломатично уходят от ответа по поводу нарушителей из их ведомства. Третьи не стесняются в резких заявлениях и обещают тех, кто грубо нарушил белорусские ПДД, высылать из страны.
Поверенный в делах США: «Серьезное ДТП с дипломатом — это международный скандал»
Роберт Райли оказался наиболее осведомлен о турецкой ноте: «Действительно, мы разговаривали об этой ситуации в своих кругах. Очевидно, нарушают многие водители, но машины дипломатов привлекают больше внимания — хотя бы красными номерами. Каждый может случайно нарушить. Другое дело, когда это заведомое действие.
Произошедшее с тем BMW, несмотря на настроения турецкой прессы, нельзя назвать скандалом. Для сравнения — последний пример из моей родной страны. На территории США, в которой, к слову, наибольшее количество дипмиссий разных государств, один из дипломатов допустил аварию, которая закончилась гибелью человека. Вот это было серьезно.
Мы настаиваем, чтобы наши сотрудники соблюдали правила страны пребывания, в том числе насчет парковок. Относимся к этому серьезно. Наша позиция — лучше заплатить и избежать проблем».
Чрезвычайный и полномочный посол Украины: «Мое отношение жесткое — просто высылаем»
Игорь Кизим в первую очередь заметил, что и в нашей стране встречаются «страшные водители», причем отличаются они в зависимости от области: «Такое у меня впечатление осталось после поездок. Нарушения со стороны дипломатов и были, и есть. И ноты присылают регулярно во все ведомства разных стран. Мы всегда проводим расследование, предупреждаем человека. Мое отношение к таким инцидентам жесткое — два предупреждения, а под третьим стоит моя подпись. И все, высылаем из страны домой. За последнее время я видел материалы трех случаев: один зацепил машину при повороте, второй развернулся через двойную сплошную линию разметки, третий забыл заправочный пистолет в горловине бака и поехал. То есть не критические нарушения».
Посол Израиля: «Если нет возможности заплатить штраф за нарушение, настойчиво рекомендуем перечислить сумму на пожертвования»
Алон Шогам напомнил, что в его родном государстве намного более строгие правила, нежели в РБ: «У нас штраф за написание текста на смартфоне во время движения — эквивалент тысячам долларов. За проезд перекрестка на красный, непропуск — лишение прав. Строгое отношение к безопасности на дорогах мы стараемся распространить и в Беларуси. Если дипломат нарушил, мы обращаемся в ГАИ и уточняем, какое наказание ему полагается согласно местному законодательству. Такая же практика касается и штрафов по камерам скорости. Узнав сумму, мы предлагаем дипломату заплатить. Если это невозможно, настойчиво рекомендуем перечислить деньги в виде пожертвований».
Посол Кыргызстана Кубанычбек Омуралиев во время разговора с коллегами пошутил: «Я бы сказал, в Беларуси, в частности в Минске, водители дисциплинированы. Шоферы говорят: если кто-то совсем дико нарушает — наверное, чужой, не местный». И будто в подтверждение этих слов на гостевой парковке, специально отведенной для высоких гостей акции «Дипломаты за безопасность» и на которой вполне хватает свободных мест, мы видим такую картину с Ford Kuga в главной роли:
Получается, дипломатам действительно надо напоминать об элементарных правилах, если они допускают такую парковку прямо во время мероприятия, призванного напомнить об элементарных правилах. Возможно, на это нарушение и будет какая-нибудь реакция: беседа, личная встреча... Вероятно, даже нота.