Спорт для айтишников, трудоголиков и богачей. Кто и зачем готовится к Ironman
В детстве Анатолий Евгеньевич занимался борьбой и баловался в советской качалке. Будущий «айронмэн» и тренер национальной сборной по триатлону серьезно метил в пловцы, но по параметрам не подошел местной секции. Поиски подходящего для себя вида спорта закончились в 14 лет.
— В триатлон я пришел в 1991 году. Считалось, что триатлонист образца тех лет — это здоровенный зрелый мужик, предварительно прошедший подготовку в другом виде спорта. Все потому, что не было как таковых школ, тренеров и баз вообще — чистый энтузиазм. Да и экономическая ситуация не способствовала какому-либо развитию триатлона. Мой первый тренер Александр Тимченко ушел работать на завод и, чтобы нас не повело куда не следует, закинул всех в динамовскую школу велоспорта. Пришлось добавлять бег и плавание самостоятельно. Аккурат через год появилась возможность вернуться в триатлон благодаря Валерию Козлову, начавшему в то время готовить наших спортсменов.
«Половина думает, что у них болезнь, если начинает покалывать в боку»
Если сложить профессиональную и тренерскую карьеру Новикова, то получится 26 лет.
— В начале и представить такого не смог бы, — говорит специалист. — Дело в том, что в подростковом возрасте я не любил бегать. Мне казалось, что у меня все начинает ныть и прихватывает печень. Что-то похожее сейчас замечаю у новичков: половина думает, что у них какая-то болезнь, если начинает покалывать в боку.
Любители в триатлоне были всегда, как и в любом другом виде спорта. Счастливые обладатели велосипеда и минимальных знаний кучковались и совместно готовили планы тренировок.
— Более-менее заметные непрофессиональные триатлонисты появились году в 2012-м. Это были родители детей, которые начинали заниматься. Однажды отец ребенка спросил, не хочу ли я тренировать взрослых. Не знал, что ответить, потому что я работал с детьми и готовить зрелых людей в планах не было. Хотя в той же Москве такая практика была повсеместной. Долго решался и все же согласился. Сначала ссылался на российские наработки, позже создал собственный комплекс тренировок, соответствующий уровню вовлеченности подопечного в процесс.
Портрет классического любителя триатлона — это мужчина 30−40 лет с достатком выше среднего. 80% занимающихся — представители IT-сферы. Встречаются бизнесмены, юристы и менеджеры крупных компаний. Короче говоря, люди состоятельные.
— Нужно понимать, что наш спорт далеко не дешевый. Стоимость одного только велосипеда может начинаться от 1000 долларов, что уж говорить о сверхдорогих моделях, цена на которые — десятки тысяч долларов. Далее идут гидрокостюм, велотуфли и велошлем, стартовый костюм и куча других девайсов, которые сразу потянут на солидную сумму. Также нужен человек, который будет тренировать, и площадка для занятий. Опять же это тянет за собой финансовые вложения.
«Сегодня триатлонист-любитель — это не человек с дивана. Какое-никакое спортивное прошлое присутствует»
По наблюдениям тренера, нынешний уровень физподготовки у начинающих триатлонистов выше, чем был у новичков в начале десятилетия.
— Стало обращаться все больше подготовленных ребят. Сегодня триатлонист-любитель — это не человек с дивана. Какое-никакое спортивное прошлое присутствует. Чаще всего беговое после полу- или классического марафона. Плавание и велосипед не так регулярно встречаются. Приходят ребята из беговых клубов, которые нынче набирают популярность. Частенько мелькают пятиборцы, с которыми у нас много общего.
В 2002 году Анатолий Новиков стал первым «айронмэном» в суверенной истории Беларуси. Тогда основная масса людей толком не владела даже теоретической базой. Спустя 13 лет в Беларуси провели уже собственное соревнование по триатлону Volatman.
— Самое массовое выполнение дистанции Ironman было в 2015 году во время «Волата». Сразу человек 20 стали «айронмэнами». Тогда же проводился и Half Ironman (половина классической «железной» дистанции. — Прим. GO.TUT.BY). Для первого раза было впечатляющее число участников. Вместе с «половинками» доходило до 400 с лишним человек. Пришлось закрыть регистрацию за месяц до соревнования.
С прошлого года Volatman курирует федерация триатлона и Минспорта и туризма: масштабы мероприятия уже достигают республиканского уровня, и нужен административный ресурс. Тем более соревнование получило статус чемпионата республики с форматом Half Ironman.
«Люди технических профессий размеренны и держат голову в холоде, а здесь такие качества в почете»
По мнению тренера, главная прелесть триатлона — разнообразие физических нагрузок.
— Это отмечают все, кто когда-либо занимался хотя бы одним видом спорта. Троеборье не приедается, потому что у человека нет однотипных нагрузок каждый день. Все чередуется и не успевает надоедать. Сегодня велосипед, потом бассейн, послезавтра будет кросс. То есть идет комплексная нагрузка на тело без явного перекоса в одну сторону. Занятия триатлоном психологически удобны и менее травмоопасны, ведь заниматься одним видом спорта не очень хорошо с точки зрения распределения нагрузок.
В понимании Анатолия Новикова, триатлон обязывает быть максимально ответственным и собранным.
— Возможно, именно поэтому среди нас чаще встречаются люди технических профессий. Они размеренны и держат голову в холоде, а здесь такие качества в почете. Не прокатит прийти и, «помахивая хвостом», выполнить все на одном дыхании. Это занятие для трудоголиков.
На вопрос, почему комплекс «плавание + велогонка + бег» стал так популярен у белорусов, специалист отвечает:
— Это индивидуальный вид спорта, и всегда есть осязаемая цель. Например, я сегодня хочу пробежать 5 километров, чтобы лучше подготовиться к полумарафону, потом к марафону, а затем попробовать пройти Ironman. То же самое работает с плаванием и велосипедом. Команда единомышленников и тренер вдохновляют и способствуют развитию. Общение с партнерами приобретает неформальный характер и часто перерастает в дружбу за пределами спорткомплекса.
Напоследок Анатолий Новиков дает несколько советов тем, кто всерьез решил подготовиться к Ironman.
— Пройти комплексный медицинский осмотр, чтобы определить состояние организма.
— Определить для себя возможность вырвать из рабочего графика порядка 10−16 часов в неделю для занятий триатлоном. Это необходимый минимум для подготовки к Ironman.
— Подобрать себе подходящего специалиста для подготовки. При подборе тренера Новиков советует руководствоваться следующими критериями:
- предлагаемый график тренировок и доступность объектов;
- опыт подготовки любителей к дистанции Ironman;
- преодолевал ли ваш наставник дистанцию Ironman, имеет ли он понятие о том, к чему готовит.