"Мама из инстаграма": перфекционизм и страдания современной женщины
Как-то вдруг друг за дружкой промелькнули в ленте несколько однотипных мнений, касающихся послеродовой депрессии. Никто не хочет в нее верить. Очередная блажь.
— Послеродовая депрессия бывает у тех, кто вырос в тепличных условиях, — говорят нам некоторые.
— Все это от лени, — рубит в очередном интервью очередная молодая мама, обесценивая тяжкий опыт других. — Наберут себе нянек, а сами дурью маются. Вот у меня забот полон рот, так и на депрессию времени нет.
— В наше время такого не было, — стандартно комментируют ситуацию представительницы старшего поколения. — Загружены работой были, не было времени расслабляться и думать о депрессиях. И не было у нас ни подгузников, ни стиральных машин, и ничего — справлялись.
Надо просто взять себя в руки.
Действительно, это же так просто: взять себя в руки. И всего делов. Как же мы забыли? Надо записать.
К слову, Всемирная организация здравоохранения признала депрессию одним из опаснейших заболеваний и назвала ее второй по распространенности причин недееспособности в мире. И лечить болезнь должен врач, а не «диванные эксперты».
Современная женщина — это сложная многофункциональная система. Потому что нужно одновременно рожать детей, варить суп, открывать свое дело, поддерживать мужа и заниматься йогой. Современные женщины ходят на мастер-классы по выращиванию кактусов и тренинги личностного роста, расписывают глиняные горшки и пекут домашний хлеб, забирают детей на домашнее обучение и тянут на плечах сухой корм в приюты для бездомных животных.
Потому что посредством рекламы, глянца и инстаграма общество услужливо подсовывает нам картинку идеальной семьи, собравшейся за большим столом за воскресным бранчем. Красивую картинку счастливой, вечно улыбающейся мамы с маникюром и идеальной прической, сервирующей идеальный ужин из семи блюд и десерта с вишенкой. С идеальной скатертью и идеальным сервизом.
Сейчас вылетит птичка.
И расслабляться нельзя. Потому что надо соответствовать, а стандарты слишком высоки. А предел возможностей у каждого свой. Не каждый сдюжит, не каждый потянет. Кому жонглировать ужином из семи блюд — играючи, кому кашу сварить — сил нет. А дальше, когда реальная картинка не совпадет с ожидаемой, одна дорога — в ту же депрессию.
— Не хочешь быть кухаркой — иди работать, — сказал недавно кто-то. Но ведь и в этом случае ты все равно останешься кухаркой. Потому что основная часть домашней работы все равно остается за женщиной. И на самом деле никакого вопроса «семья или карьера?» перед современными женщинами не стоит, потому что им приходится делать все, и при этом все равно их будут рассматривать как обслуживающий персонал, подай-унеси. Почему суп холодный?
— А что там дома делать? — звучит популярное недоумение. — Сейчас все делает техника: у женщин есть пылесосы, посудомоечные и стиральные машины и так далее.
Ну конечно. У женщин есть. И техника сама все делает. Горшочек, вари.
Пришла с работы — впрягайся во вторую смену.
И даже если кто-то и взял на себя роль исключительно домохозяйки, то им приходится еще тяжелее, потому что уже не скажешь: я так устала на работе, дайте посидеть. Нужно с еще большим усердием поддерживать образ идеальной семьи, возить детей на сто пятьдесят различных кружков и занятий, варить, тушить и выпекать сто пятьдесят различных блюд. А что ты делала целый день?
И не забывайте про технику стробинга и контуринга, а еще вовремя подкрашивать корни и подравнивать кончики, делать эпиляцию, маникюр и педикюр, бегать в тренажерный зал, а то не дай бог где-нибудь что-нибудь обвиснет. И поглядывать через плечо, не собрался ли там муж уходить к более соответствующей идеальной картинке барышне, которая не устает, не плачет и не срывается на крик.
А что касается мам в декретном отпуске, там же вообще миллион причин для чувства вины и собственной неполноценности, начиная от грудного вскармливания и заканчивая вопросом, нужно ли ребенку изучение английского языка с шестимесячного возраста.
И ты вообще забыла, когда в последний раз мыла голову, ходила в туалет с закрытой дверью, и спала больше двух часов подряд, и ела сидя, а не на бегу.
Это все от лени.
А речь даже не о клинической депрессии — это действительно к доктору, а о банальной усталости. Когда надо просто отдохнуть, а не брать себя в руки, и снова — в бой, без всепоглощающего чувства вины за то, что не получается.
И вообще, разве нас учили отдыхать? Нет, нам с самого детства внушали, что безделье — порок, и только трудолюбивый муравей — положительный персонаж. Поэтому когда ребенок спит, вместо так необходимого отдыха молодая мама бросается делать дела: мариновать огурцы, мыть окна, проводить ревизию антресолей и пропалывать кактусы. И в темпе, в темпе, потому что вот-вот опять кормить, горшки, гулять, на ручки.
Да к черту эти антресоли!
Перфекционизм, жизнь по принципу «хочешь сделать хорошо — сделай сам» — не лучший вариант для здоровья. И просить о помощи не стыдно. И к врачу обратиться, если надо. В постоянном стремлении быть идеальной нет ничего хорошего, потому что оно не дает нам жить здесь и сейчас и наслаждаться каждой проживаемой минутой. Потому что ты сейчас тут, а мысли уже там. Эта такая гонка, которой нет конца. Поэтому надо остановиться. Ведь загнанную лошадь пристреливают, не правда ли?
Загнанная мама — это несчастливая мама, а значит, и несчастливый ребенок. У мамы есть право и на лень, и на сон, и на безделье. Не надо брать себя в руки, надо учиться отдыхать. Потому что здоровье важнее, чем идеальная картинка.
Берегите себя.