Андрей Поротников: Россия рассматривает Беларусь как территорию противоборства с Западом
В Кремле готовятся к длительному противостоянию с НАТО, которое грозит перерасти в «горячую фазу».
Лукашенко вяло отреагировал на приближение российских войск к границам Беларуси:
«…у границ Российской Федерации разворачиваются новые контингенты НАТО. Надо подчеркнуть, что прежде всего у наших границ, белорусских границ. Мы это видим и принимаем без гвалта, без шума адекватные меры».
Общество не видит угроз со стороны НАТО, а вот наличие российских войск в 40 километрах от госграницы Беларуси вызывает ощущение опасности: всего два года назад «зеленые человечки» захватили Крым. Не станет ли Беларусь новым «Крымом»?
Почему Россия перебрасывает войска к границе Беларуси? Какие угрозы несет их присутствие безопасности нашей страны?
На вопросы БДГ ответил руководитель проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников.
-Что означает переброска российских войск непосредственно к границам Беларуси?
-Россия готовится к длительной конфронтации к НАТО; конфликт может продлиться не один год и грозит перерасти в горячую фазу. А полем боя станет наш регион: Беларусь, Украина, Молдова.
-Насколько мощную группировку создает РФ у границ Беларуси?
-Группировку нельзя назвать мощной.
Проблема заключается даже не в переброске российских войск к белорусской границе. Тема обсуждается в Кремле с 2009 года, потому что в результате реформ бывшего министра обороны РФ Сердюкова произошло существенное сокращение сил именно на западном направлении. Считалось, что РФ выстраивает партнерские отношения с Западом, с которым вооруженные конфликты маловероятны, а вот Средняя Азия является взрывоопасным регионом - там и сосредоточились основные вооруженные силы.
Но консервативные генералы в Кремле уже тогда заявляли, что, невзирая на партнерские отношения с Западом, НАТО продвигается на восток – оставшихся сил недостаточно для защиты огромных территорий.
Сердюкова сменил Шойгу, который и стал наращивать военное присутствие на западном направлении: развернуты Таманская и Кантемировская бригады, говорилось, что в Смоленске и Вязьме будет развернута мотострелковая бригада. Сейчас мотострелковую дивизию перебросили в Клинцы.
-Представляет ли она опасность для национальной безопасности Беларуси?
-Любое средоточение войск и военной силы предоставляет потенциальную угрозу.
Проблема в том, что в Кремле победили политики, которые не рассматривают постсоветское пространство как устоявшиеся государства. Как показал опыт Украины, Россия отказалась от базового принципа внешней политики – нерушимости границ; теперь Кремль пытается двигать границы по своему усмотрению.
-Как должна ответить Беларусь на приближение российских войск к белорусской границе? Лукашенко, судя по его последним заявлениям, не беспокоит наличие российских войск на собственном пороге, если называет это ответом на действия НАТО.
-Еще с советских времен в Беларуси военная инфрастуктура сконцентрирована на западном и на северо-западном направлениях, а вот юг и восток практически не защищены. Более рациональным кажется равномерное размещение войск по всей территории страны, а количество вооруженных сил следовало бы удвоить. Но из-за экономического кризиса и финансовых проблем в стране ожидать дополнительной реакции не стоит. А вернее, вообще никакой реакции не последует: власть будет делать вид, что все в ажуре.
-Не являются ли российские войска на границе средством политического давления на руководство Беларуси?
-Нет, конечно. В Кремле не рассматривают Беларусь как самостоятельное государство, соответственно, отношения с нашим регионом будут строить в общей канве конфликта с Западом. Россия рассматривает Беларусь как территорию противоборства с Западом, где присутствуют непонятные образования, ставшие результатом катастрофы 91-го года.
Я бы не стал рассматривать российские войска как давление на белорусское руководство. Проблему представляет абсолютно непредсказумая политика Кремля.