Недремлющее око финразведки
Минск стал центром международного сотрудничества в борьбе с экономическим криминалом
Создав единое экономическое, таможенное, образовательное и информационное пространство, Союзное государство и Таможенный союз наряду с огромным числом очевидных плюсов обрели и ряд определенных угроз. Находится немало тех, кто использует прозрачность белорусско-российской границы, а сейчас и границы наших стран с Кахзахстаном для проворачивания всевозможных непрозрачных, мягко говоря, финансовых схем. А порой и откровенно мошеннических махинаций. Возможностей для подобных попыток у дельцов теневого бизнеса немало, но шансов избежать наказание и остаться незамеченными с каждым годом становится все меньше. На минувшей неделе это стало особенно очевидно в ходе проведенного в Минске XV заседания Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований (КСОНР) стран СНГ.
В Беларуси для многих товаропроизводителей остро стоит задача не просто реализовать свою продукцию, сократив при этом складские запасы, но и реально увеличить экспортные поставки. Как ни парадоксально, в этом заинтересованы не только добросовестные покупатели, но и нередко мошенники.
В прошлом году в одну из крупнейших белорусских страховых организаций, осуществляющую страхование экспортных рисков, обратилось гомельское предприятие, чтобы застраховать экспортный контракт с “управлением делами правительства Московской области”. В ходе правового аудита сделки выяснилось, что такого контрагента не существует вообще — как на правах юридического лица, так и в системе госорганов России (есть единое управление делами губернатора Московской области и правительства Московской области). Все предоставленные документы оказались поддельными: с несоответствующими действительности подписями, печатями и реквизитами. В итоге российским МВД было возбуждено уголовное дело. Но еще до того те же злоумышленники неправомерно завладели имуществом одного из предприятий второго по величине города Гродненской области – Лиды. После чего пытались провернуть аналогичную схему в Минской области, но неудачно: предприятие обратилось за страхованием экспортного контракта к экспертам, которые и вычислили все того же псевдоконтрагента.
Участники заседания КСОНР в Минске говорили, в частности, о том, что в настоящее время, к примеру, для Казахстана актуальны вопросы ввоза транспорта якобы с территории Беларуси. На самом деле эти транспортные средства не прошли таможенное оформление ни в одной из стран Таможенного союза. Для России остро стоит проблема вывода отечественного капитала через банки Казахстана и Беларуси в третьи страны под видом экспортных операций. В Беларуси существует проблема регистрации лжепредпринимательских структур на граждан России, Украины, которые к деятельности фактически отношения не имеют. И решить все эти вопросы можно совместными действиями.
– Для Беларуси особую актуальность представляет борьба с лжепредпринимательством, невозвращением выручки по внешнеторговым операциям, криминальным банкротством, — отмечает представляющий Беларусь в этом совете заместитель председателя Комитета госконтроля — директор департамента финансовых расследований КГК Игорь Маршалов. – Поэтому наша страна и инициировала рассмотрение именно этих вопросов на XV заседании КСОНР. Как показывают практика и мировой опыт, борьба с негативными проявлениями в экономике силами одной страны не всегда эффективна. Скажем, сегодня актуальным становится вопрос противодействия криминальному банкротству. Он, кстати, также именно по инициативе Беларуси будет обсуждаться на КСОНР. Так вот, интересные наработки в решении этой проблемы уже есть у Казахстана и Украины. И подобного рода примеров, когда именно партнерское взаимодействие дает результат, множество.
Уже сегодня махинаторы и в Беларуси активно выявляются. В текущем году финансовой милицией была пресечена преступная деятельность одного из крупнейших в стране оптовых поставщиков автозапчастей и моторных масел. У организаторов преступной группы было изъято 2,4 миллиарда белорусских и более 1,2 миллиона российских рублей, а также свыше 400 тысяч долларов. Одних автомобилей, принадлежащих этому поставщику, было задержано почти семь десятков. Также финансовой милицией Беларуси при поддержке компетентных органов России не так давно была пресечена деятельность организованной группы, осуществлявшей незаконный транзит валютных ресурсов из России в страны дальнего зарубежья через Беларусь. При этом были установлены полная цепочка движения денежных средств, механизм их конверсии и легализации, а также все вовлеченные в данный процесс субъекты хозяйствования.
Сотрудников белорусской финансовой милиции сегодня больше всего беспокоит распространение более скрытного явления – лжепредпринимательства, основанного на регистрации бизнес-структур и открытии банковских счетов на подставных лиц. И здесь открытость как СНГ в целом, так и Союзного государства в частности также выступает на руку авторам подобных схем. “В качестве номинальных руководителей “черными финансистами” стали чаще использоваться граждане других стран СНГ, – поясняет заместитель начальника оперативно-аналитического управления департамента финансовых расследований Комитета госконтроля Беларуси Сергей Дробышевский. – Сфера применения таких зицпредседателей, так похожих на ильфо-петровского Фунта, “сидевшего при всех царях”, принципиального значения не имеет, ведь их даже не посвящают в характер производимых лжефирмами финансовых операций. Однако вскоре подобное станет проблематичным: в настоящее время в Беларуси рассматривается вопрос о введении уголовной ответственности за подбор кандидатур липовых предпринимателей – в тюрьму смогут угодить те, кто занимается поиском номинальных бизнесменов.
В заседании КСОНР Беларусь принимала участие не только в качестве страны-хозяйки, но и на правах весьма опытного партнера, готового пополнить копилку коллег из стран СНГ своими наработками в сфере профилактики финансовых преступлений и противодействия им. Кстати, стоит напомнить, что именно в Минске КСОНР был учрежден в 1999 году, именно здесь размещен Исполком СНГ, в котором Беларусь председательствует в нынешнем году. Председателем Координационного совета на 2013–2014 годы избран заместитель председателя Комитета госконтроля – директор департамента финансовых расследований Игорь Маршалов.
В подписанных в Минске итоговых документах подчеркивается: вопросам борьбы с лжепредпринимательством и криминальным банкротством в ближайший год будет уделяться особое внимание органов финрасследований стран СНГ. Будет продолжена работа по координации совместной деятельности по предупреждению и пресечению преступлений, связанных с хищением средств кредитных организаций и незаконным выводом капиталов за границу. Одним из шагов в этом направлении станет обобщение в рамках КСОНР информации о наиболее актуальных схемах вывода денежных средств за рубеж. Руководители органов финансовых (налоговых) расследований девяти стран СНГ, входящих в совет, также договорились о том, что в ближайшее время будет обобщена практика работы по нескольким важным направлениям, в частности противодействию коррупции.