Военные флоты станут экономными
В Санкт-Петербурге с 3 по 7 июля прошел VI Международный военно-морской салон (MBMC–2013).
В рамках данного мероприятия, кроме демонстрации вооружения и техники, а также различного оборудования военного назначения, был проведен целый ряд научных конференций. Среди них NSN’2013 – седьмая Международная конференция по судостроению «Военно-морской флот и судостроение в современных условиях».
Конференция была посвящена в первую очередь экономическим аспектам развития флотов и военного кораблестроения. Это отражает современные тенденции. Прошли те времена, когда правительства выделяли военным столько денег, сколько те потребуют. Теперь времена совсем другие. Теперь принято экономить. Но и здесь есть разные пути.
Самый простой путь – европейский. Там просто минимизируют свои ВС вообще и флоты в частности. При этом в ВМС начинают широко использоваться дешевые и хорошо отработанные гражданские технологии. В первую очередь это касается десантных кораблей, подобных французским «Мистралям», две единицы которых строятся сейчас для ВМФ России. Современные европейские УДК (универсальные десантные корабли) и ДВКД (десантно-вертолетные корабли-доки) – это, по сути, военизированные гражданские паромы. Они не предназначены для серьезных десантных операций, их цель – обеспечение действий миротворческо-полицейского характера в развивающихся странах. Именно поэтому, кстати, в России очень многие задаются вопросом – зачем стране «Мистрали», ведь перед ВМФ подобные задачи не стоят и стоять не будут. Впрочем, европейцы идут дальше, «огражданивая» не только десантные, но и собственно боевые корабли. Эсминцы и фрегаты в их флотах постепенно вытесняются патрульными кораблями, построенными также с широким использованием гражданских технологий. Они не имеют никакой конструктивной защиты, у них чисто символическое вооружение (1–2 пушки, несколько пулеметов). Их задача – борьба с пиратами и символическая охрана «военных паромов», то есть УДК и ДВКД. Все эти меры, действительно, ведут к значительной экономии средств, правда, при этом ВМС практически перестают быть военной силой в классическом понимании данного термина.
У США, разумеется, другой путь. Их ВМС остаются крупнейшими в мире, ни о каком «огражданивании» десантных и тем более боевых кораблей нет и речи, но экономить и здесь необходимо, причем очень существенно. Американцы подходят к данному вопросу системно, организуя массу различных работ по оптимизации и минимизации расходов. Их вариант – максимальная унификация и максимальное продление жизненного цикла кораблей с их постоянными модернизациями. Лет через 10 в их ВМС останется всего два класса надводных боевых кораблей – атомные авианосцы типа «Нимиц» и их модернизированный вариант «Форд», а также эсминцы типа «Орли Бёрк». Последних будет построено до 100 штук, в их пользу отменены разнообразные «навороченные» футуристические проекты крейсеров и эсминцев. «Бёрки» прекрасно отработаны в постройке и эксплуатации и очень хорошо поддаются модернизации. Предполагается, что они прослужат Америке до 70-х годов нынешнего века.
Россия не может себе позволить фактическую демилитаризацию в европейском варианте, поэтому ей очень важно присмотреться к американскому опыту. Впрочем, теперь России интересен и китайский опыт. На конференции в Петербурге был представлен доклад представителя Китайского корабельного НИИ. Этот институт при помощи расположенного в Питере Крыловского государственного научного центра создал новейший глубоководный батискаф «Цзяолун», превосходящий по своим характеристикам любые российские и большинство западных образцов. Батискаф погружается на глубину более 7 км, обладает очень высокой подводной маневренностью. Он способен устанавливать на дне морей и океанов различное научное и военное оборудование, а затем его ремонтировать или поднимать на поверхность, бурить океанское дно в поисках полезных ископаемых, заниматься гидрографическими исследованиями. В том же китайском институте созданы уникальные водолазные скафандры, позволяющие человеку работать на глубине до 300, а в перспективе – до 500 м, при этом в костюме сохраняются нормальные давление и состав атмосферы. Китай сегодня активнейшим образом ищет ресурсы везде, в том числе и в Арктике, что было отмечено на конференции в одном из российских докладов. Не имея никакого отношения к данному региону Земли, он уже стал одним из игроков в этой еще плохо освоенной, но очень перспективной части планеты. Правда, пока военное лидерство в Арктике сохраняет Россия. В докладе отмечалось, что это лидерство нельзя утратить, для чего необходимо строить специальные боевые корабли, способные ходить во льдах (пока таких нет ни в одной стране мира). Причем авторами доклада был предложен весьма интересный вариант – использовать опыт эксплуатации единственного в своем роде ледореза «Литке», который вошел в состав отечественного флота еще в 1909 году и успешно работал в Арктике более полувека. Это судно имело не ледокольные, а традиционные обводы корпуса. А значит, можно действительно строить боевые корабли, способные действовать в высоких широтах.
Как было отмечено в начале статьи, в Европе сейчас строятся десантные корабли на основе гражданских паромов. Оказывается, одно из питерских КБ продемонстрировало обратный опыт, причем исключительно удачно. Здесь на основе десантной баржи создали судно снабжения, способное выгружать технику и грузы на необорудованное побережье в отдаленных регионах страны. Четыре подобных судна были построены в поселке Сосновка Кировской области, в честь него получив названия «Сосновка-1…4». По реке Вятка они перешли в Каму, затем через Волгу добрались до моря, где были погружены на большое судно и отправлены в Петропавловск-Камчатский. Теперь четыре «Сосновки» используются для доставки грузов в Палану и другие населенные пункты на западе Камчатки. Благодаря этому удалось снизить стоимость транспортировки вдвое, из-за этого цены всех товаров упали на 25 %. Трудно привести в современной России примеры столь удачных социальных проектов, да еще и на военной основе, и столь удачного скрещивания экономики с военными технологиями.