Неуместный идеалист

Источник материала:  
18.07.2013 — Разное

Продолжающаяся история с бывшим агентом ЦРУ Эдвардом Сноуденом, попросившим временное убежище в России, наводит на некоторые выводы общего характера.

Главный вывод в том, что нынешний цинично-прагматичный мир не рассчитан на идеалистов, к коим, безусловно, относится Сноуден. Американец искренне считает, что действует в интересах не только и не столько всего человечества, но в первую очередь, – самих США. Ведь всеобщая прослушка, санкционированная руководством страны, нарушает американскую конституцию, права и свободы, которые считаются в этой стране буквально национальной святыней. Но именно в этом своем идеализме он оказался неуместен для всех.

США, как выяснилось благодаря Сноудену, нарушают как международное право, так и собственные законы. Однако категорически невозможно допустить, чтобы Вашингтон когда-нибудь в чем-нибудь покаялся, даже если у власти в стране в данный момент находится либерал-пацифист. Соответственно, Штаты яростно требуют немедленной выдачи Сноудена (на практически гарантированную казнь или, как минимум, пожизненное заключение). Интересно, как бы реагировал Вашингтон, если бы в транзитной зоне аэропорта им. Кеннеди в Нью-Йорке оказался «Сноуден» даже не из России, Китая, КНДР, Ирана, Венесуэлы, а, например, Индии, Бразилии или Египта? Наверное, негодовал бы ничуть не меньше по поводу преступной деятельности руководства соответствующей страны. А гость США не провел бы в аэропорту и часа, отправившись куда-нибудь в Лэнгли…

С другой стороны, будь Сноуден циничным шпионом, готовым продать американские секреты тому, кто больше заплатит, из Гонконга он бы полетел не в Москву, а в Пекин, причем независимо от его желания. Там компетентные китайские товарищи узнали бы о разведке США массу интересного. Если бы Сноуден как-то сумел добраться до Москвы, уже наши органы не обошли бы его вниманием. Но Сноуден никому ничего продавать не хочет и предателем родины себя не считает (и объективно им действительно не является). Именно поэтому Китай его беспрепятственно выпустил, а Москва теперь находится в крайне затруднительном положении. Безусловно, российским спецслужбам очень интересны знания, которыми обладает Сноуден, но уже совершенно очевидно, что пользоваться ими никто здесь не собирается. Идеалист не создает нам ничего, кроме проблем. Выдать его США совершенно невозможно, это противоречит не только формальному праву, но и моральным нормам. С другой стороны, нет никакого желания портить ради идеалиста отношения с Вашингтоном. Никакой практической пользы Москве это не приносит. Соответственно, очень сложно понять, как поступать в такой ситуации. Заявление Путина о том, что Россия примет Сноудена, если он прекратит деятельность, наносящую ущерб интересам США, – это своеобразное соблюдение «кодекса чести». Есть, однако, большие сомнения, что Вашингтон это оценит. Тем более что сами США так ни в коем случае не поступили бы. Они бы использовали идеалиста «по полной программе». Кроме того, как было сказано выше, сам Сноуден не считает, что действует в ущерб США, наоборот, он хочет восстановления законности в собственной стране.

Видимо, Россия с удовольствием отправила бы Сноудена в Венесуэлу, но не вполне понятно, как это сделать с человеком, не имеющим легальных документов. Кроме того, полет в Венесуэлу сам по себе опасен, ибо пройдет сначала над Европой, затем над США. Наконец, ни в коем случае нельзя гарантировать, что в Каракасе у власти вечно будут находиться наследники Чавеса.

Чем дальше, тем менее ясно, что будет со Сноуденом. Но одно совершенно ясно – быть идеалистом теперь практически невозможно, причем независимо от того, в какой стране ты родился.

←Военные флоты станут экономными

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика