«Артдокфест» рекомендует
Увидит ли зритель на телеэкранах фильм Виктора Косаковского «Да здравствуют антиподы!», получивший «Лавровую ветвь»?
Крупнейший в России фестиваль документального кино «Артдокфест» часто критичен по отношению к официально заданному восприятию нашей действительности, в силу именно своей документальной направленности. Президент фестиваля, режиссер Виталий Манский, говорит с грустной иронией: «Время надежды, которое украшали фильмы из артдоковских программ прошлых лет, сменяется временем внешних эффектов, обрамляющих иной раз откровенную пустоту. На отечественных каналах не увидите актуальных фильмов, в которых рассказывается о повседневных проблемах и заботах жителей нашей страны. Даже документальный блокбастер Косаковского «Да здравствуют антиподы!», открывавший 69-й Венецианский кинофестиваль и завоевавший в России «Лавровую ветвь» как лучший кинофильм года, давно ждет своего эфирного часа».
На последнем «Артдокфесте» было показано 120 картин из 24 стран. Победителем основного конкурса, по мнению жюри, в которое входили Андрей Смирнов, Ирена Лесневская и Александр Архангельский, стал фильм шведских документалистов Коге Йонссона и Хакана Пьеневски «А была любовь». В фильме показана история семьи из Старой Руссы. Шведские киношники снимали фильм в течение 12 лет, скрупулезно отражая замысловатые изгибы в судьбе этой семьи. Награда за лучшую полнометражную ленту досталась картине «31 рейс» Дениса Клеблеева – о маленьком поселении, затерянном на просторах Камчатки, а спецприз жюри – дебюту Евгении Монтаньи Ибаньес «Марш! Марш! Левой!» – о лидере движения «Левый фронт» Сергее Удальцове. Андрей Смирнов сказал на церемонии закрытия фестиваля: «В фильмах показаны разные уголки России глазами американцев, финнов, англичан. Будь моя воля, я привел бы в кинозал иных наших руководителей и предложил бы им посмотреть на российское государство глазами людей из Европы и Америки».
Безусловно, «Артдокфест» является центром не только фестивальной, но и политической жизни, поскольку именно этот фестиваль демонстрирует самое актуальное и злободневное кино, зачастую снятое без государственных субсидий и одобрений. Документальное кино как документ времени беспощадно. Но, говорят, долго смотреть в бездну нельзя – иначе она поглотит вас. Остается только надеяться, что когда-нибудь мы увидим красивое и душевное по содержанию документальное кино, которое будет отражать нашу воплотившуюся в жизнь мечту. Ведь надежда умирает последней.