Минкультуры рассмотрело 60 предложений от «Таварыства аховы помникау»
«Таварыства аховы помнікаў» направило в Минкультуры 60 предложений по внесению новых объектов в список историко-культурного наследия. Некоторые из предложений приняты.
Руководитель ОО «Беларускае добраахвотнае таварыства аховы помнікаў гісторыі і культуры” Антон Остапович рассказывает, что подтолкнуло к активной работе над пополнением списка ценностей факт разрушения архитектурных памятников в Глубоком накануне празднования Дня письменности. Тогда прямо на глазах у возмущенной общественности пострадали два памятника архитектуры – уникальное здание религиозного назначения и дом 19 века из красного кирпича с внешним декором, где размещается краеведческий музей.
В утрате этих объектов Остапович винит не чиновников, а местных поборников за сохранение культуры и истории. Глубочанские краеведы, узнав о готовящемся «варварстве», стали звонить во все колокола, писали гневные статьи в газеты, обращались к местным властям. Но местные власти как раз действовали по закону, ведь памятниками руины старой миквы (помещение, где иудеи совершают ритуальные омовения) и здание музея являются лишь номинально – статуса историко-культурной ценности у них не было. Поэтому чиновники имели полное право избавиться от развалин миквы и провести теплореабилитацию музея, налепив на декорированные стены пенопласт. «Чиновник имеет круг конкретных служебных обязанностей. В своей работе он руководствуется нормативными документами, а не эстетическим чувством. Не нужно требовать от чиновника становиться искусствоведом или историком», - убежден Антон Остапович.
Единственным выходом в данной ситуации было срочно готовить документы в Министерство культуры с предложением о внесении объектов в список историко-культурного наследия. Без этого статуса объекты ничем не защищены. «Таварыства аховы помнікаў» предложило местным краеведам подготовить информацию об объектах, а с подачей материалов они бы помогли. Однако глубочанами инициативы проявлено не было, и в День письменности старые развалины уже никому глаза не мозолили.
Антон Остапович объясняет, что в соответствии с 4 статьей Закона об охране историко-культурного наследия, каждый гражданин, любое физическое лицо может обратиться в Минкульт с предложением о внесении определенного объекта в список историко-культурного наследия. Для этого необходимо подготовить пакет документов: фактическая информация (адрес, владелец, юрадрес), обоснование (описание художественных или исторических особенностей), фотографии и ситуативная схема с обозначением объекта.
После регистрации этого предложения Министерство сообщает о нем местным властям, и объект оказывается под временной охраной до рассмотрения предложения на заседании Белорусского республиканского научно-методического совета по вопросам историко-культурного наследия. Если Совет примет предложение, то соответствующее решение отправляется Совету министров, который принимает постановление о внесении изменений и дополнений в список историко-культурных ценностей. «Такое постановление Совмин обычно принимает каждый год где-то в сентябре-октябре», - сообщает руководитель «Таварыства аховы помнікаў».
Активист отмечает, что Совет рассматривает предложения от «Таварыства» вполне объективно, несмотря на не самые благоприятные личные отношения с его представителями.
По словам Антона Остаповича, еще до активной работы в этом направлении было уже около 10 прецедентов, когда с подачи граждан Минкульт принимал решение о придании объекту статуса ценности. Однако теперь, убедившись, что защитники старины на местах не хотят использовать такую схему, «Таварыства» решило само активно заниматься сбором документов и подачей их в Минкульт. С начала сентября было подано 60 подобных предложений.
«Ежедневник» обратился в Управление по охране историко-культурного наследия и реставрации Министерства культуры с целью узнать, как там относятся к подобной общественной инициативе.
«Мы бы относились хорошо, - говорит начальник Управления Игорь Чернявский, - если бы предложения подавались в соответствии с законом. А то «Таварыства аховы помнікаў» любит всем указывать, где запятая стоит не в соответствии с законом, а сами многие правила игнорируют».
Игорь Чернявский не захотел объяснить, в чем недостатки поданных документов, «чтобы не подсказывать». Он отметил, что кроме закона об охране наследия, есть и другие нормативные акты, которые нужно учитывать. «У нас около 16 разных законов, где оговаривается работа с историко-культурными памятниками».
Кроме того, у чиновника есть сомнения в благородных целях данного шага: «Когда приходит 60 материалов, единственное, чего можно добиться – это парализовать работу отделения Министерства культуры. К тому же очевидно, что в погоне за количеством страдает качество».
Он отмечает, что в предложении должна быть дана художественная оценка, определена стилистика объекта. Желательно провести сравнительный анализ. «Нужно собрать информацию обо всех объектах такого типа и выделить среди них самые знаковые, а не подавать все кучей. Так можно дойти до того, что любой кирпич, которому больше 100 лет,
включать». Он отметил, что ни в одной стране мира не включается в список ценностей все подряд. «Сейчас у нас в списке 5 тысяч 555 памятников истории и культуры. Мы можем расширить его и до 30 тысяч. Но разве включение в список гарантирует, что объекты будут сохранены?»
«Есть среди предложений «Таварыства» и довольно дельные. 14 сентября было заседание научно-методического совета, и некоторые предложения были поддержаны», - добавил Игорь Чернявский.