Повторение пройденного?
Решение о дисквалификации олимпийской чемпионки по толканию ядра Надежды Остапчук — не менее скандальное, чем отстранение от участия в Олимпиаде Ивана Тихона
Вчера пришло весьма прискорбное сообщение. МОК дисквалифицировал олимпийскую чемпионку в толкании ядра Надежду Остапчук, поскольку, как сообщает официальный сайт МОКА, в допинг-пробе, взятой накануне соревнований 5 августа, были обнаружены следы запрещенного препарата — метенолона.
Вроде все понятно, но это только на первый взгляд. Мы хорошо помним скандал, который разразился после Олимпийских игр в Пекине, когда в употреблении допинга были обвинены сразу два призера Игр в метании молота — серебряный и бронзовый, Вадим Девятовский и Иван Тихон. Три года судебных разбирательств закончились тем, что белорусским атлетам вернули завоеванные медали. Хотя при этом никто не извинился.
Сами атлеты говорили: многие им намекали, что дело этим не кончится.
И не кончилось. Буквально за день до старта соревнований “молотобойцев” в Лондоне от участия в них был отстранен лидер сезона Иван Тихон. Повод “железобетонный” — специалисты Всемирного антидопингового агентства якобы проверили по новейшим методикам допинг-пробы белоруса, взятые у него восемь лет назад на Олимпийских играх в Афинах, и пробы дали положительную реакцию на запрещенные препараты.
В этой истории настораживает несколько фактов. Первый: не слышал, чтобы кто-то еще из атлетов “прокололся” на тех пробах восьмилетней давности. И второй: были, мол, также проверены пробы, взятые у Тихона на чемпионате мира по легкой атлетике в 2005 году, которые тоже оказались положительными. Создается впечатление, что персонально Тихона только и проверяли. И третий: на этот раз белорусу просто не оставили времени до Олимпиады, чтобы собрать необходимые документы и попытаться оправдаться. Видимо, обвинителям оправдания и не нужны, хотя накануне олимпийских стартов у него брали пробу на допинг, и она была отрицательной.
И вот новый скандал с допинг-пробами новоиспеченной олимпийской чемпионки из Беларуси.
Напомним, что Надежда Остапчук — неоднократная чемпионка мира и Европы. В большом спорте — с 1998 года, когда выиграла чемпионат мира среди юниоров. С тех пор белоруска участвовала в трех Олимпиадах, четырнадцати чемпионах мира и пяти чемпионатах Европы, и никогда у нее не возникало проблем с допингом.
Перед Олимпиадой в Лондоне Надежда понимала, что эти Игры могут стать последними в ее спортивной биографии, поэтому готовилась она к ним особенно упорно и тщательно. И во время соревнований не оставила соперницам никаких шансов, в том числе и грозной новозеландке Валери Адамс, которой до этого несколько раз проигрывала на крупных турнирах. Победа белоруски в секторе была более чем убедительная.
И вот спустя неделю после соревнований грянул гром. МОК сообщил, что положительной оказалась проба, взятая у Надежды Остапчук пятого августа, то есть перед самыми соревнованиями. Сама чемпионка заявила СМИ: “Конечно, будем бороться, но пока непонятно, за что и против кого. Мы сами только что узнали про такое решение, но больше нет никаких подробностей. Для того чтобы получить хоть какую-то более подробную информацию, потребуется несколько дней. С нашей стороны какое-то решение будет приниматься, когда появится более полная информация”.
Мы неоднократно убеждались, что для международных спортивных чиновников права спортсмена — вещь относительная, и в спорных ситуациях некоторые об этих правах забывают. Особенно когда к делу примешиваются грязная политика и большие деньги. Чего больше в деле белорусской легкоатлетки, и кто заинтересован его посильнее раздуть, скоро выяснится, для нас же Надежда Остапчук остается олимпийской чемпионкой.
Мнение — То, что сообщают о Надежде Остапчук, просто тяжело представить — особенно зная, какому чрезмерному вниманию и тщательному контролю подвергаются спортсмены. В течение года у них изымают 18 антидопинговых проб, а буквально с момента схода с трапа самолета на землю олимпийского города внимание к ним и вовсе неусыпно. И поэтому лично мне очень не верится, что кто-либо в таких условиях вообще даже помыслить смог бы принимать запрещенные препараты. |