Стены вгоняют в краску

Источник материала:  
21.06.2012 — Разное

Уличные граффити: сигнал коммунальным службам или обществу в целом? На днях, хоть и издалека, но довелось увидеть их воочию. Плотненький невысокий крепыш и два его долговязых дружка — все по виду школьники лет четырнадцати — “заняли позицию” у построенного еще пленными немцами двухэтажного дома, которых немало на столичной улице Плеханова. Быстрый взгляд по сторонам — и темная струя извлеченного из рюкзака баллончика покрыла желтый фасад унылого дома еще более унылой каракулей, размашистой и нелепой. Аккурат по свежезакрашенной “заплате”, всего неделю как скрывшей аналогичное художество — скорее всего, тех же недорослей... Поразительно, но многочисленные приезжие из сопредельных и не только стран отмечают благоприятную в данном отношении ситуацию в Беларуси. Между тем факты говорят сами за себя: в одном лишь Минске в прошлом году хулиганы разрисовали более 4,5 тысячи жилых домов, в результате чего коммунальным службам пришлось закрашивать более 23 тысяч квадратных метров поверхностей. Это площадь трех столичных стадионов “Динамо”! Не стал особенным и нынешний год. О размахе вандализма в масштабах всей страны остается только догадываться, как и о сумме трат на ликвидацию его последствий.

Разумеется, государство не сидит сложа руки, а пытается решить проблему всеми доступными способами. Более сотни камер видеонаблюдения установлены в общественных местах столицы, десятки электронных “глаз” отслеживают обстановку в других белорусских городах. По идее, изображение выводится на экран оперативно-дежурной службы, а ближайшему наряду для задержания злоумышленника надо лишь пару минут. На деле же пачкунов отчего-то меньше не становится. Да и выбирают они отнюдь не фасады на центральных улицах, где и без камер продемонстрировать свое ущербное творчество весьма проблематично. Да и в видеонаблюдении ли дело? Недавно в Риме подверглись нападению вандалов сразу три древние скульптуры, и все три находились под недремлющим электронным оком. Кроме того, возникли граффити на египетском обелиске, привезенном в Вечный город две тысячи лет назад. А ведь на римских улицах не сто — 1200 камер наблюдения! Давно, как представляется, наступила пора бороться не со следствием, а с причиной этого неблаговидного во всех смыслах явления. В милиции отмечают, что сами “художники” в случае поимки объясняют свои поступки вполне безобидно — желанием пошутить или обозначить свою спортивную или музыкальную приверженность. Однако, рискуя быть обвиненным в паранойе или излишней бдительности, рискну высказать одну мысль: принимать подобные объяснения — значит закрыть глаза на проблему несравненно большего масштаба. И не замечать очевидного: незаконные уличные граффити — циничный вызов обществу, его устоям и общепринятому стремлению к комфорту и порядку. И в этом отношении, сколь бы невероятно это ни звучало, уличные граффитисты-нелегалы сродни преступникам, терроризировавшим долгие годы Витебск и взорвавшим в прошлом году минское метро. Кстати, как обнаружила недавно “Санди Таймс”, у небезызвестного сегодня “норвежского стрелка” много лет назад произошел разлад с отцом — именно после того, как молодой Брейвик увлекся уличными граффити. Может быть, отец интуитивно почувствовал, что стоит за желанием сына заявить о себе со стен норвежских домов?

Однако бросают граффитисты вызов обществу или не бросают, результат остается прежним: общество молчит. “Тоже мне, тему нашел, — добродушно посмеялся над рассуждениями автора этих строк знакомый, ставший ныне не просто респектабельным человеком, но и депутатом одного из Советов. — В моем детстве, помнится, мы вообще почтовые ящики соседям поджигали. Ну и что — остепенились потом и стали людьми. Ты лучше про негодяев, царапающих машины во дворах, написал бы. Недавно крыло моей “Мазды” расписали, подонки”. О том, что явления эти, по сути, одного порядка, остепенившийся знакомый предпочел не думать. Еще большую благожелательность продемонстрировали сотрудники минского ЖЭСа, расположенного прямо на проспекте Победителей — парадной магистрали столицы.

“А у нас нет такой проблемы, — радостно заверили они журналиста “НГ”. — Если нечто подобное и случается, ЖРЭО принимает меры. Вы лучше обратитесь туда”. Самым наглядным “подтверждением” их слов оказалось здоровенное “Игорь”, выведенное как раз на стене этого ЖЭСа. А также щедро разрисованные подъезды близлежащих домов. Скрыть живописные “шедевры” оптимистам-коммунальникам не удалось хотя бы по причине отсутствовавших в дверях замков. Сегодня решение проблемы “наглядной агитации” для законопослушных граффитистов общими усилиями найдено.

С 2008 года в Беларуси проводится совместная акция МВД и БРСМ “Вместе за безопасность и правопорядок”, включающая в себя помимо прочего конкурс граффити. Аналогичное состязание включено в рамки первого в Беларуси фестиваля огня, который прошел 19—20 мая на минском стадионе “Трактор”. Да и фестиваль “СтеноГраффия” — доказательство того, что можно направить творческую инициативу молодежи в нужное русло. Но что делать с теми, кто “направляться” не желает? Пока баллончики с краской остаются в свободной продаже, а общественное сознание ограничивается личными имущественными интересами, вопрос остается открытым. Впрочем, именно эти имущественные интересы как раз могут сослужить добрую службу. Ведь даже Ильф и Петров не без намека писали, что попытка безобидного нанесения мелом на скале “Киса и Ося были здесь” стоила обоим концессионерам стратегической потери — колбасы. Увы, уличные пачкуны, похоже, книг и газет не читают. Но почему у добропорядочных граждан не вызывает протеста парадокс: стены домов кричат, а общество молчит...

←“Гуантанамо” made in Poland

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика