Зеленые артерии
Лесоводы помогают регионам развивать транспортную инфраструктуру
Одним из основных факторов экономического благосостояния государства является хорошо развитая сеть транспортных артерий. Не является исключением и Беларусь. С дорогами общего пользования у нас относительно благополучно. А вот в сфере лесного хозяйства объективно есть куда стремиться. Например, если в Латвии густота дорожной сети в лесном фонде составляет 1 километр на 100 гектаров общей площади, в Северной Европе — три километра, в Германии вообще 3,6 километра, то в Синеокой этот показатель — всего 0,23 километра на 100 гектаров лесов. Хорошо, что руководство страны и лесного ведомства отлично понимает не только проблему, но и пути ее решения. Постановлением Совета Министров Беларуси 12 июля 2010 года принята Государственная программа строительства лесохозяйственных дорог в лесах Республики Беларусь в 2011—2015 годах. О том, какие происходят преобразования в лесном дорожном строительстве, экономической целесообразности и функциях дорог корреспондентам “НГ” рассказал главный специалист отдела промышленного производства Минлесхоза Анатолий Малышкин.
— В каких лесхозах нашей страны строится больше всего транспортных артерий?
— В первую очередь строительство дорог ведется в тех лесхозах, где имеется наибольшее количество труднодоступных мест при наличии в них больших запасов спелой древесины. Деревья имеют свойство стариться, терять деловые качества. Поэтому при достижении ими определенного возраста, они подлежат рубке и вовлечению в хозяйственный оборот. Если спилить дерево можно, подойдя к нему, то вот для вывозки заготовленной древесины приходится использовать технику, которая неминуемо увязнет в болоте. Отсутствие подъездов к труднодоступным местам — основная причина ежегодного недоосвоения расчетной лесосеки.
— Сколько километров дорог нужно “прорубить” в лесу, чтобы проблемы при заготовках были решены?
— Наше проектное предприятие “Белгослес” каждые 10—15 лет обновляет проекты лесоустройства в каждой области. Когда изучаются насаждения — оцениваются запасы спелой древесины, пригодной к вырубке, и так далее — изучаются также возможности вывозки заготовок из лесного массива. Тогда же составляются планы по строительству необходимого количества дорог. За пять лет (2011—2015) нам нужно проложить более 640 километров путей. В 2011 году удалось построить 52,49 километра, на нынешний год запланировано строительство более 120 километров, на 2013 год — 126, на 2014 год — 171, на 2015 год — 172,8 километра.
— Строительство дороги стоит недешево. Откуда берутся средства?
— Действительно, каждый километр дороги по лесу обходится в 550 и более миллионов рублей. Работы ведутся по мере изыскания средств. Раньше строили исключительно за счет республиканского бюджета, но с нынешнего года в связи со стабилизацией экономической ситуации в лесхозах стали активно привлекать их собственные средства.
Кроме того, каждый лесхоз Беларуси определенный процент средств, получаемых от продажи древесины на корню, отчисляет в специальный целевой фонд. Затем оттуда аккумулированные средства по мере необходимости используются на строительство.
— Пользуются ли лесохозяйственными дорогами помимо лесхозов другие организации, местные жители? Или построенная “артерия” имеет статус исключительно технологической?
— Большинство наших дорог становится дорогами общего назначения. Они улучшают транспортную ситуацию в районе. Часто соединяют деревни, населенные пункты с районным центром, избавляя местных жителей от необходимости делать многокилометровые крюки на своем пути. Лесохозяйственные дороги, связывающие населенные пункты, планируется передать на баланс местных дорожных служб.
Есть у нас и тупиковые дороги, которые заканчиваются в лесу. Однако и они активно используются местным населением во время сбора ягод и грибов.
— Какие еще функции, помимо организации вывозки древесины, несут лесные дороги?
— Немаловажное значение развитая сеть лесных дорог играет для предупреждения и ликвидации пожаров. Также дороги помогают в мониторинге, охране леса от вредителей, незаконных порубок. После заготовки и вывозки древесины нужно на лесосеках заново посадить деревья. И здесь дорога — большое подспорье.
— Окупаются ли лесохозяйственные дороги?
— Разумеется, в первую очередь дороги проводятся туда, откуда можно взять максимальное количество ценной древесины. И большая часть затрат на их строительство вернется. Однако не стоит забывать, что даже после того, как лесосека будет разработана, дорога никуда не денется. Она многие годы будет приносить пользу местным жителям, да и сельскохозяйственные организации будут ею пользоваться, экономить время, топливо, а значит, повысят производительность труда. Кроме того, дороги, в общем, способствуют развитию сельской местности.