Желание белорусов купить недорогой автомобиль отправят в утиль?

Источник материала:  
06.05.2012 23:34 — Разное

Планируемый утилизационный сбор не только нанесет сокрушительный удар по автобизнесу и государственным доходам, но практически похоронит мечты белорусов о достойных и недорогих автомобилях.

Уже с августа по инициативе нового-старого президента России Владимира Путина на территории Таможенного союза может быть введен утилизационный сбор. Планируется, что его ставка будет привязана к объему двигателя машины. Платить сбор должны будут производители автомобилей и импортеры.

«Размеры предполагаемого утилизационного сбора поражают воображение даже видавших виды. От 10 000 до 614 000 российских рублей за один автомобиль (от 330 долларов до 20 400 долларов)! Думаю, что любой из нас за эту самую «десятку-двадцатку зеленых» предпочтет сам разобрать до винтика и сдать «куда надо» свое авто», – считает член правления Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Сергей ВАРИВОДА.

Эксперты рынка отмечают, что утилизационный сбор направлен в первую очередь не на утилизацию автомобилей и защиту экологии, а на оборону российского автопрома. Дело в том, что одним из условий вступления России в ВТО было снижение импортных пошлин на автомобили. Отсюда и вопросы к методологии расчета величины этого сбора.
«Непонятна логика борцов за экологию, определивших, что утилизация нового импортируемого автомобиля стоит значительно дороже утилизации бывшего в употреблении, зато утилизация нового российского автомобиля обойдется значительно дешевле утилизации той же «бэушки»! Да и неприлично как-то начинать свой путь во Всемирную торговую организацию с дискриминации условий торговли: кроме диспаритета ставок «наших» и «не наших» предполагается, что импортеры платят «здесь и сейчас», а изготовители Российской Федерации «когда-нибудь потом», предоставляя нынче лишь некие письменные гарантии», – констатирует Варивода.

При этом еще далеко не факт, что от введения сбора по российскому образцу выиграет экономика Беларуси.

«Письменное обязательство автопроизводителя одной страны Таможенного союза, уплата резидентом-импортером этой страны утилизационного сбора в бюджет (?) своей страны никак не гарантируют, что расходы по утилизации автомобиля будут возмещены в той стране, где он эксплуатируется, и что автомобиль будет утилизирован. Конечно, цивилизованный дилерский рынок полностью вряд ли вымрет. Но жертв в очередной битве за будущее российского автопрома будет немало. Павшие дилеры – это не только горстка не очень почитаемых в нашей стране торговцев автомобилями, но и основа бизнеса в смежных сферах деятельности: банковское автокредитование, страхование, реклама, сертификация, технический сервис и так далее», – считает Варивода.

От введения сбора в том виде, в котором он сейчас планируется, пострадает, прежде всего, бюджетный сегмент машин. Обеднеет и предложение автомобилей.

«На мой взгляд, в большей степени пострадают дешевые бренды. Те самые украинские, китайские, узбекские и корейские автомобили, которые и являются реально доступными для наших не самых богатых граждан. Парадоксально, но факт, что выстроенная система тарифной и нетарифной защиты единого автомобильного рынка Таможенного союза бьет по бюджетному сегменту «для народа». Покупателю же новой Ауди А6 2,0 почти все равно: что 50 тысяч, что 55. Однако и дилерам дорогих иномарок, если сохранится привязка утилизационного сбора к «кубикам», придется заказывать автомобили с меньшим объемом двигателя. Думаю, наиболее востребованным будет сегмент моторов до 2500 кубических сантиметров», – прогнозирует Варивода.
При этом БАА видит определенный выход из ситуации, основная суть которого – равноправие.

«Утилизационный сбор является средством обеспечения финансовых источников для защиты окружающей среды. Он существует в большинстве развитых стран, вводился в рамках программы утилизации автомобилей в Российской Федерации и составляет, как правило, не более 100 евро с одного легкового автомобиля. На подобный уровень есть смысл ориентироваться и белорусским законодателям. Нужно согласовать в ТС вопросы придания равного статуса субъектам хозяйствования, производящим автомобили и/или ввозящим автомобили на территорию ТС, независимо от уровня локализации промышленной сборки, страны ввоза и места конечной реализации автомобилей на территории ТС. Уплата утилизационного сбора должна производиться не в стране производства или импорта автомобиля, а в месте его постановки на первичный регистрационный учет. Это является гарантией справедливого, пропорционального распределения доходов от сбора и расходов по утилизации. Размер утилизационного сбора в отличие от экологического налога (сбора) должен зависеть не от объема двигателя автомобиля, а от предполагаемых затрат на утилизацию автомобиля в зависимости от полной массы транспортного средства», – уверен Варивода.

Даже если и стоит цель пересадить всех на российские автомобили, то потянет ли эту нагрузку российский автопром? Ведь для замещения импорта легковых автомобилей только в России необходимо увеличить ежегодное производство на миллион штук, то есть удвоить. Однако, по оценкам аналитиков RBC Research, объем производства новых легковых автомобилей в России в 2012 году может даже снизиться на 2%.
 

←Какие места происхождения товаров охраняют в Беларуси?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика