В Русском театре раздают «задоринки»
Анна Малушенко, malushenko@vayar.sml.by © Фото Татьяны Даниловой
Популярный писатель-сатирик Михаил Задорнов не редкий гость в Минске. Публика любит смеяться над его остроумными шутками, прислушиваясь к мнению автора, что юмор продлевает жизнь.
Недавно Михаил Николаевич снова посетил белорусскую столицу, но на этот раз для того, чтобы презентовать международный театральный проект. Актеры Национального академического драматического театра имени Максима Горького пополнили репертуар спектаклем по произведениям известного сатирика. О собственных «Записках усталого романтика» перед началом действа рассказал автор.
Михаил Задорнов признался, что впервые вышел на сцену в качестве художественного руководителя постановки.
— Долгое время я смутно верил в то, что мои драматургические способности вообще можно считать таковыми, — поделился писатель.
— В юности я писал очень и очень много. Носил свои труды по всевозможным редакциям, чтобы их опубликовали. Когда рукопись возвращали, я настойчиво выспрашивал, что не так и что можно подкорректировать, чтобы данное творение все-таки появилось в печати. Как правило, редакторы отрицательно качали головами. Но однажды, вот уж где была приятная случайность, одна милая женщина-редактор сказала, что ничего переписывать не надо, что рано или поздно я стану известным, что изюминка моих произведений — мой стиль.
После этих слов в зрительном зале раздались бурные аплодисменты, а Михаил Николаевич, улыбаясь, добавил, что иногда к женским советам все же надо прислушиваться. Когда карьера артиста в жанре сатиры достигла высокого уровня, Михаил Задорнов попробовал вернуться к раннему творчеству и все же претворить в жизнь театральный проект. С жанром сатирик не стал определяться, начал предлагать свои идеи достаточно известным российским режиссерам, многие из которых его друзья. Но, ознакомившись со сценарием будущего проекта, постановщики в один голос заявляли: «Неформат».
— В «Записках усталого романтика» нет ни «чернухи», ни «порнухи», ни криминала, — сказал автор, — поэтому никто из московских режиссеров даже не стал «рисковать». Но, я даже рад, что все получилось именно так.
В прошлом году, когда Михаил Задорнов был у нас на гастролях, волею судьбы познакомился с чиновниками из Министерства культуры Беларуси. Те выслушали предложение Михаила Николаевича и согласились. Конечно, первоочередным был вопрос о постановочном процессе: где ставить, с кем ставить, в каком жанре. По счастливой случайности Михаил Задорнов попал на спектакль в театр имени Максима Горького.
— Я был поражен, — поделился впечатлением артист, — что в Минске еще сохранились театры, где ставят классику. Ставят по законам Станиславского, не делают из чеховских героинь лесбиянок, а из Гамлета — трансвестита, как это происходит на московских подмостках. Предложил руководству театра прочесть мое лирическое произведение. Здесь не стали долго раздумывать, вскоре получил утвердительный ответ. Я искренне был рад тому, что в вашей стране людям все еще интересна на сцене лирика, которая поднимает настроение.
К репетициям труппа приступила незамедлительно. Претворять спектакль в жизнь Михаил Задорнов доверил своему старому знакомому, латвийскому режиссеру Игорю Куликову. К слову, в свое время благодаря Михаилу Николаевичу о театре Куликова заговорила вся Латвия.
Из-за того, что рабочая группа получилась интернациональной, репетиции были нерегулярными. Частенько актерам приходилось придумывать сцены самостоятельно, и уже после вместе с режиссером доводить придумки до логического конца.
— Мне очень приятно, что для рабочей группы этот спектакль не стал обыкновенной плановой постановкой, а превратился в настоящий праздник, — заметил Михаил Николаевич. — На своих концертах часто шучу, что не только заряжаю публику позитивом, но еще и раздаю «задоринки». Теперь и ваши актеры умеют это делать.
…Утро. Час пик. Переполненные вагоны в метро. Розовый помпон, сумка для ноутбука, книга, шарф футбольного болельщика с надписью любимой команды, кожаные перчатки и солнцезащитные очки — это то, что удается рассмотреть в толпе спешащих на работу граждан. О чем думают эти люди? Вот, например, та девушка в смешной шапочке, что спит стоя, не боясь упасть. Или вот этот мачо, на чьем плече читает очередной роман загадочная девушка.
Или… Знакомая картина? Каждое утро мы выполняем огромное количество действий не задумываясь. По привычке. Чуть позже, по дороге на работу, когда мы начинаем просыпаться, сны превращаются в мечты. О чем мечтаем? Например, чтобы хоть раз время остановилось за минуту до того, как должен прозвенеть будильник. Мечтаем хоть раз сделать что-нибудь не так. Например, при выходе из метро повернуть налево, а не направо. Не потому что там что-то интересное или новое, а просто чтобы хоть раз сделать что-нибудь не так, как всегда.
Признаюсь, в героях спектакля «узнала» своих коллег. Мы так же ездим утром в метро, толкаемся в переполненных вагонах, наблюдаем за прекрасными незнакомками и незнакомцами, иногда опаздываем на работу. А когда случается так, что кто-то из-за опозданий лишается своей работы, то он мечтает о новой, чтобы было место, куда можно опаздывать снова и снова.
Одним словом, если вы знаете цену каждой минуты утреннего сна, если вас уже «достало» унылое однообразие трудовых будней, если вы верите в истинную любовь, то «Записки усталого романтика» — история про вас. И отказываться от возможности посмотреть на себя со стороны у вас просто нет права.