Говорильня за жизнь
25.04.2011
—
Разное
В выступлениях Владимира Путина с отчетом правительства РФ и Александра Лукашенко с посланием к народу и Нацсобранию улавливаются общие тенденции, главная из которых - нежелание обоих что-то менять. Хотя ситуация и в мировой экономике, и в экономиках стран изменений в политике требует настоятельно.
Месседж Путина сводился к утверждению «денег у нас много, всем хватит». И на ВПК, и на поддержку села, и на образование, и на медицину, и на науку. И даже на ЖКХ. Вдохновляющий Кремль рост мировых цен на энергоносители позволил в бравурных тонах отчитаться об увеличении ВВП, успехах промышленности, в т.ч. и обрабатывающей, и сельхозпроизводства. Предполагается, что существующая практика финансирования экономики страны (которую американцы называют «финансированием через разбрасывание денег с вертолета») позволит рынкам самим перераспределить ресурсы на перспективные направления.
То, что накопления в стране по-прежнему остаются отрицательными, игнорируется. Общий объем капвложений (около $300 млрд. в год) меньше ежегодного физического выбытия основных фондов (около $380 млрд. в год). Все надежды возлагаются на приток иностранного капитала, который в ближайшей перспективе, в условиях мирового кризиса, маловероятен.
Неэффективно функционирует механизм межотраслевого перетока капитала. При очевидном перенакоплении капитала в торговле, финансовой сфере, строительстве остальные сектора экономики столь же очевидно недофинансированы. Избыточные накопления не перераспределяются в другие сектора, а вывозятся за рубеж (около $30 млрд. в год). Коррупция (объем - до $35 млрд. в год) стала важным фактором внутреннего спроса, и ее одномоментное прекращение просто разрушит внутренний рынок. Борьба с коррупцией лишь имитируется, поскольку она «кормит» слишком многих. Социальное и территориальное расслоение в России грозит из проблемы социальной превратиться в проблему политическую: разница в доходах на душу населения между 10 самыми богатыми и 10 самыми бедными регионами - более чем в 18 раз, и дотации проблемным регионам, как показывают материалы думских комитетов, проблем не решают.
Ни на один из этих, принципиально важных для страны, вопросов, ответов в выступлении Путина не нашлось, а значит, его программа - продолжение политики последних лет.
В месседже Александра Лукашенко на удивление много о внешнеполитических вопросах и на удивление мало об экономике. Но и то, что об экономике сказано, вызывает много вопросов.
Президент начал с констатации факта: Беларусь подверглась атаке, но не сказал главного - кто атаковал? В контексте - поскольку элементами атаки названы и события 19 декабря, и непризнание итогов выборов, и санкции ЕС, можно было бы сделать вывод, что атаковал Запад. Однако, как представляется, в таком выводе - не вся правда.
В конце декабря москвичи меня предупреждали, что в начале года Беларусь ожидает сильная атака. Честно говоря, ожидал очередных газовых конфликтов, фокусов Онищенко и торговых войн. Но январь, февраль прошли относительно спокойно - только Нацбанк кричал о растущем торговом дефиците, а правительство успокаивало, что вот-вот поступит российский кредит. И каждый раз, начиная с переговоров о цене газа, россияне параллельно, вроде бы вне всякой связи, ставили вопрос о передаче им МАЗа. И как только наши отказывались передать МАЗ на российских условиях, находились причины отложить выделение кредита.
Так кто атакует Беларусь? Что страшнее: пустопорожняя болтовня и символические санкции Запада или конкретное «выкручивание рук» россиянами? А уступим МАЗ - начнут выкручивать Солигорский калийный, там уже идет конкретная проработка. И уже пошли разговоры о продаже БелАЗа российской угольной компании. Короче, россияне взялись за Беларусь по-настоящему.
И что президент? Говорит - надо жить по средствам. Правительство попробовало урезать расходы под наличные доходы. Говорит, не надо нам такое правительство - нужны волшебники, чтобы в один день экономику на современный лад перестроили и денег на причуды ледовых дворцов принесли. Говорит, нужны модернизация, инновации. Но это дело и затратное, и небыстрое, а деньги заткнуть дыру нужны сегодня. Говорит, нужно привлечь иностранный капитал. Уже два года завлекаем, а толку - чуть. С инвесторами должны разговаривать не чиновники, а инженеры с проектами.
Говорит, говорит… Россияне могут быть довольны: при таких наших подходах и МАЗ, и БелАЗ, и Солигорский калийный сами плывут к ним в руки. Еще и просить будет, чтоб хоть за полцены забрали.