И снова здравствуйте!
10.01.2011
—
Разное
В эти метельные дни уже могли начаться веерные отключения электричества. Уже появились бы первые старики, живьем примерзшие к батареям. Либертарианство стало бы новой госидеологией. Все крупные предприятия за три дня были бы проданы в звездно-полосатые лапы. Миллион безработных. На дорогах - снежные завалы. Дворники, милиционеры и сантехники переквалифицировались в бандиты. Продавщицы жетонов в метро стали путанами, чтобы хоть как-то кормить семью… Но мы, дорогие белорусы, не дали этому случиться. Страна выстояла. Нам удалось сохранить Беларусь. А несколько сот разбитых носов - не в счет. Дали тебе по морде - не хнычь, ты же мужик.
Александр Лукашенко еще не инаугурирован, однако первые, принципиальные для его 4-го срока, шаги уже делаются. Правительство Сергея Сидорского отправлено в отставку. Назначаются новые министры. Работает телевизор. Проходят хоккейные матчи. Ясно, что самое необходимое, не терпящее отложения, делается в эти первые после победы дни. В некотором смысле в перечне действий, совершенных в государстве с 20 декабря, содержится зародыш того, что будет строиться все последующие пять лет. Эти первые действия - своего рода «рекламный проспект» победителей.
О чем говорят эти действия? Слепок какой Беларуси вырисовывают?
ШМОН БЕССМЫСЛЕННЫЙ И БЕСПОЩАДНЫЙ
Трудно передать настроение, царившее в Минске во время январских праздников. Ну как если бы у 30 тыс. человек был траур, а у всех остальных 9 млн. - Новый год. При этом самое большое, что могут сделать 30 тыс., - выключить ТВ во время поздравления. Ко всем, кто пытался хоть как-то самоорганизоваться, выстроить если не протестный фронт, то хотя бы шеренгу с передачами в СИЗО из неравнодушных, рано или поздно приходили с обыском.
Никогда еще за всю историю Беларуси «шмон» не был таким повсеместным. Начался он с самого массового задержания, когда даже официально признавалось, что «урожай» автозаков - более 600 человек. И это без учета всех тех, за кем приходили по ночам во все последующие дни. Десятки уже находящихся под следствием; пятеро экс-кандидатов в президенты, которым предъявлено обвинение по уголовной статье. Анекдот новой Беларуси, Беларуси 4-го срока: у остановки притормаживает «воронок», первому попавшемуся гражданину предлагают «проехать». Он возражает: «Я же за Лукашенко голосовал!» В ответ: «Нам пофиг, у нас статистика».
Осмотрены десятки офисов и личных квартир. Сеть обошли фото вскрытой железной двери квартиры экс-кандидата в президенты Алексея Михалевича, в которой снимал помещение «Белсат»: дверь была взрезана посередине специальной пилой. По слухам, внутри была обнаружена старая печатная машинка, в которую был вставлен лист с приветом чекистам.
Обыски не останавливались в праздники, особенно «жарким» выдался католический сочельник. «Пришли» в «Нашу Нiву», в «Европейское радио», «Белсат», «ПЭН центр», осмотрен был даже личный автотранспорт находящихся под подозрением. Сведений об изъятии денежных средств не поступало, чаще всего забирали компьютеры.
Отсюда - первое предположение о причинах «шмона»: ставка на паралич любой сетевой активности, на уничтожение привычных средств информации. О том, была ли кампания эффективна (если цель была такой, а не какой-нибудь иной), говорить сложно. Ведь сегодня работают все три интернет-сайта с альтернативным политическим контентом: «Белорусский партизан», «Хартия-97», «Наша Нiва». Более того, «шмон» вызвал стихийную самоорганизацию всех интересующихся политикой блогеров, в результате которой в Сети сначала появились полные расшифровки переговоров на Площади в двух больших аудиофайлах, а затем еще был полностью идентифицирован (с фамилией, именем и отчеством) и сотрудник, бивший стекла в Доме правительства. Версии о том, что стекла била оппозиция, в интернетах теперь больше никто не верит.
«Приобретением» же, полученным в итоге всех арестов и обысков, стала железобетонная атмосфера страха, в которой даже самые яростные и несгибаемые авторы публично признаются в том, что стали чаще задумываться: являются ли они физическим лицом, которое легко идентифицируется, отыскивается и, если нужно, помещается куда надо.
Самые сильные эмоции вызывают все эти приветики из 1930-х гг., с публичным покаянием врагов народа. Экс-кандидат Виталий Рымашевский и Андрей Дмитриев (руководитель штаба Владимира Некляева), выпущенные под подписку, сначала созвали пресс-конференции, а потом их по очереди отменили, ссылаясь на «просьбу» КГБ. Степень управляемости протестным сознанием за несколько дней отсидки достигнута потрясающая. Пока непонятно, будет ли страх основной эмоцией, с которой нам предстоит жить ближайших пять лет, или он вызван исключительно для подавления антиправительственных настроений. В конце концов, распускает же кто-то по городу слух, что до конца января все «политические», включая Некляева, будут выпущены…
ПОБЕДА ОБЖАЛОВАНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ
Вторым мощным ходом первых дней после победы стал отказ обжалования итогов голосования по заявлению еще одного экс-кандидата - Григория Костусёва. Напомним, что на этот раз, ввиду развития новых медиавозможностей и наличия видеокамер в сотовых телефонах, выборы обросли таким количеством сомнительного аудио- и видеоматериала, что на вопросы о нарушениях главе ЦИК Лидии Ермошиной пришлось отвечать даже в эфире ОНТ. Причем вопросы были такие, что с эфира Ермошина ушла, а журналист, их задававший, из ток-шоу пропал. Так вот, когда пятерых кандидатов «закрыли», возникла версия, что сделано это для того, чтобы никто не оспорил выборы. Затем под подписку о невыезде выпустили Костусева, который сразу же побежал выборы оспаривать. Благо материалов у него оказалось даже больше, чем у того журналиста ОНТ. И вот тут, на этапе подачи жалобы в Верховный суд, выявилась одна потрясающая деталь.
Оказывается, если ЦИК признал выборы действительными, Верховный суд бессилен. А ЦИК - это тот орган, который эти самые выборы и проводит. И, даже имея то дикое количество сомнительного аудио- и видеоматериала, которым обладает Сеть, сделать с выборами ничего нельзя.
Поскольку в ст.79 Избирательного кодекса говорится, что кандидаты могут обжаловать в Верховном суде только решение ЦИК о признании выборов «недействительными». А если уж ЦИК решил, что выборы действительны, то и обжаловать это нельзя…
ПРЕМЬЕРА ИЗ ПРОШЛОГО
Ну и третья примета времени. Сергей Сидорский - друг Владимира Путина, человек, к которому апеллировали оппозиционные кандидаты на пл. Независимости, объявлен ушедшим в отставку. Сделано это очень как-то быстро, равно как очень быстро, еще до инаугурации избранного президента, был предложен новый премьер - Михаил Мясникович. Поспешность (может быть, иллюзорная: по процедурам никаких перегибов нет) должна была служить делу укрепления белорусской государственности. Чтобы никакой Путин не мог тут ничего расшатать в эти все еще смутные дни. Под занавес новый премьер Мясникович якобы раскритиковал программу развития Беларуси на пятилетку, сформулированную предшественником.
Интересный ход, правда? Эксперты говорят о том, что Сидорский либо уедет послом в Китай, либо отправится на отдых. Очевидно, что белорусская стабильность должна быть очень благодарна Сидорскому за то, что он не поддался на призывы «отморозков», не вступил с ними в переговоры, не повелся на все те «заманухи», которые публиковались в оппозиционных СМИ. Именно поэтому трудно согласиться с мрачными прогнозами политолога Валерия Карбалевича, намекнувшего на то, что одной отставкой для Сидорского дело может не закончиться.
Что касается новой команды, прежде всего фигур премьер-министра Мясниковича и вице-премьера Анатолия Тозика, экс-посла в Китае и бывшего руководителя КГК, то их политическая реинкарнация является признаком не «короткой кадровой скамейки», а буквального возврата тех времен, того управленческого цикла, той атмосферы, которая была свойственна Беларуси начала 2000-х гг. Хорошо это или плохо, пусть каждый решает для себя.
По всей видимости, в этом и состоит главный вывод, который можно сделать из обстоятельств начала 4-го срока: в Беларуси время имеет свойство двигаться не только вперед, но и назад. Из 2010г. - в 2000г. А как еще, как не манипуляциями со временем, можно править вечно?
Фото: zviazda.by