Под страхом либерализации

Источник материала:  
10.01.2011 — Разное


Проект директивы о либерализации за свою относительно недолгую историю претерпел такое количество правок и изменений, сроки ее подписания переносились столько раз, что интерес делового сообщества к этому судьбоносному документу стал угасать. Между тем в конце октября ушедшего года проект документа каким-то чудесным образом оформился и за подписью тогдашнего вице-премьера Андрея Кобякова был разослан всем руководителям органов государственного управления на согласование.

На фоне огромного количества пунктов директивы, обещающих в будущем создать нормальные условия для предпринимательской деятельности, ярким пятном сверкнул п.п.2.1, отменяющий с 1 января 2011г. монополию госстраховщиков на осуществление обязательных видов страхования.

Новость эта сильно удивила страховщиков, но еще больше удивила Минфин, поскольку до этого знамя либерализации страхового сектора находилось в руках министра Андрея Харковца. Правда, по непонятной причине все либеральные потуги Минфина превращались в свою противоположность - в интересах государства все заслуживающие внимания (читай - крупные) риски должны передаваться госстраховщикам. В конечном счете все пришло к тому, что львиная доля рисков аккумулируется в Белорусской национальной перестраховочной организации, которая по отработанным каналам передает их за рубеж.

Неизвестно, как долго собирался Минфин спекулировать темой передачи «автогражданки» частникам, но идея передачи всех видов обязательного страхования была доведена предпринимательским сообществом сразу на самый «верх», минуя министерство. Теперь можно только догадываться, каких титанических усилий стоило руководству министерства исключить столь крамольный п.п.2.1 и восстановить контроль над ситуацией.

Та вдохновенная ярость, с которой Минфин отстаивает государственный страховой монополизм, наталкивает на интересные размышления. Даже добившись исключения из текста директивы пункта о демонополизации «обязаловки», с необходимостью передачи частникам каких-то видов обязательного страхования в свете новых веяний Минфину придется все же смириться. Главная задача - удержать в собственных руках монопольный механизм перестрахования, аккумулирующий все риски белорусских страховщиков, превышающие возможности их собственного удержания. Механизм - затратный, неэффективный, отталкивающий внешних инвесторов, но, видимо, выгодный. Во всяком случае, не государству.

В подготовленном очередном проекте указа о внесении изменений в законодательные акты по вопросам страхования не содержится ни слова об изменении уникальной белорусской перестраховочной модели, несмотря на многочисленные записки и меморандумы МВФ, Всемирного банка, постановления КГК и письма Нацбанка.

Можно только представить, какую реакцию Минфина вызовет озвученная недавно Нацбанком идея создания финансового мегарегулятора с передачей ему функций контроля ряда сегментов финансового рынка, в т.ч. страхового (с подчинением мегарегулятора Нацбанку). Борьба ведомств за контроль над «страховой копилкой» здесь перейдет в новую фазу, и неизвестно, чьи доводы в этом споре возобладают. Во всяком случае, здравый смысл вряд ли окажется в числе приоритетных аргументов.
←Прэмія «За духоўнае адраджэнне». Від на ср.кі

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика