Деньги на урну
30.08.2010
—
Разное
25 августа официальная предвыборная кампания началась: вслед за повышением стипендий для студентов было объявлено об увеличении в два этапа зарплат: с 1 сентября - для низкооплачиваемых категорий граждан, с помощью корректирующих коэффициентов, с 1 ноября - для всех работников бюджетной сферы, с помощью тарифной ставки. Выборы, таким образом, произойдут в декабре, чтобы избиратели не забыли о ноябрьском чуде и оно не успело шарахнуть по валютному рынку.
Первая интересная особенность: о повышении зарплат заявил на встрече с профсоюзным активом премьер-министр Сергей Сидорский. Как заметила газета «Наша Нiва», это может означать только одно: премьер действительно подключился к предвыборной кампании. Однако подключился не как самостоятельная фигура, - а именно такие прогнозы звучали в ряде независимых изданий, - но как член штаба Александра Лукашенко. Премьер не пойдет в президенты, иначе не стал бы выстраивать фундамент четвертого срока. Симптоматично при этом, что предвыборные дары озвучены впервые на совещании с профактивом. Надо думать, они и должны стать теми медиумами, которые донесут благую весть до трудящихся, т.к. телевизору трудящиеся уже ни фига не верят.
Вторая интересная деталь. В качестве главной составляющей кампании победителей преподносятся деньги. Вместо реформ, модернизации, либерализации или чего бы то ни было еще гражданам тупо повышают зарплату перед выборами. Причем, надо сказать, так происходит не первый раз: в 2001г. и 2006г. вся идеологическая шелуха, которая произносилась с высоких трибун, была лишь оберткой для главного - увеличения тарифных ставок. И это, наверное, правильно: в полностью деполитизировавшейся за последние 16 лет стране единственное, что интересует граждан, - их собственный кошелек.
В этом смысле выборы 2006г. были выиграны под обещание $500 к 2010г., выборы 2010г. должны быть выиграны под обещание $700 к 2015г., на выборах 2015г. нужно обещать $900 к 2020г. и т.д. Вплоть до момента, когда преемник достигнет 35 лет и получит возможность баллотироваться. Консервативная риторика, либеральная риторика, защита окружающей среды и экология - все эти традиционные составляющие любой публичной дискуссии кандидатов в политической кампании здесь просто не канают. Ты скажи, сколько денег дашь? $700? О, нормуль! Всё, ребя, голосуем! При этом человека высокообразованного и почитывающего газеты такая редукция политического, конечно, не может не расстраивать. Однако что от всех этих либеральных ценностей и структурных реформ простому трудяге?
При этом надо понимать, что выборы 2010г. - первые выборы, когда обеспечение реального роста доходов населения накануне голосования действительно важно. Ну вот на кой ляд было настраивать позитивно граждан перед кампанией 2006г.? Зачем было рвать жилы и повышать зарплаты, выплачивать надбавки? Когда голоса считаются ЦИКом под управлением Лидии Ермошиной, когда Россия выборы гарантированно признает, когда наблюдатели от СНГ счастливы уже накануне? Зачем вообще нужны эти избиратели? Ведь белорусы на площадь массово из-за политики не выходят, ну выйдут 5 тыс. самых активных, из числа высокообразованных и почитывающих газеты, так на то есть ОМОН. Зачем ублажать бабулек? Зачем всем нравиться, если все доказательства того, что нравишься, в твоих же руках?
А вот в 2010г. контекстик резко поменялся. На минувшей неделе представитель Госдумы жирно так намекнул, что предстоящие выборы в Беларуси могут стать первыми, которые не признает Москва. Вы представьте, что начнется, когда после негативного заключения ОБСЕ о массовых фальсификациях, невключении оппозиции в избирательные комиссии и прочем заявят наблюдатели от СНГ, а затем - по всем каналам - Россия? Вы представьте, Россия говорит: нужен второй тур. А здесь с помпой коронуют президента.
Возникнет вопрос: а чей вы, собственно, будете президент? И вот тут крайне важно, чтобы реальные и озвученные итоги волеизъявления различались ну по меньшей мере не в разы. Потому, что когда за политика проголосовало 40%, а объявлено, что проголосовало 80%, - это чувствуется на эмоциональном уровне, причем чувствуется сразу всей страной.
Стало быть, нужны деньги. Нужны, повторимся, куда больше, чем нужны были в 2006г., когда денег была куча. Причем деньги требуются в т.ч. чтобы смывать негативные последствия информационных атак со стороны России. Ведь в условиях деполитизации общества это самое общество начинает, как мы уже отмечали, верить исключительно собственному кошельку. И вот, если каждый «Крестный батька» отщипывает от рейтинга президента по 1-2%, то нужно покупать эти 1-2%, а это - по сотне миллионов долларов на каждый процент: чтобы тарифную ставку всей стране повысить, повышающий коэффициент ввести и т.п.
И вот основная проблема в том, что денег-то в стране, мягко говоря, не особо. Потому что деньги в 2006г. были ровно от тех, кто нас сейчас поливает в эфире. И начинается сюрреализм: приходится обещать повышение зарплат в ситуации, когда даже со своими предыдущими обещаниями справиться уже не можешь.
То есть понятно, что зарплата в $500 и даже, может быть, $600, чтобы прихвастнуть, как мы круто выстояли, как пожирнели, в стране к декабрю будет. Но это будет не реальный рост доходов населения, это будет статистика.
О том, как используется статистика для манипуляций в ходе предвыборных кампаний, написаны целые монографии, почитайте, например, американку Дебору Стоун, «Политический парадокс». В этой книге описан такой прием, как outlying, когда район Сиэтла в США становится самым богатым местом на Земле, ведь статистически каждый гражданин, проживающий в окрестностях Сиэтла, обладает среднемесячным доходом выше $100 тыс. И как бы получается, что там не должно быть ни преступности, ни нищеты, ни бомжей, ни школ для бедных. Слыханное ли дело! $100 тыс. в месяц! На деле же Сиэтл - самое обычное место, где есть и очень бедные, а уровень доходов большинства не превышает уровень в целом по Америке. Но в Сиэтле зарегистрирован владелец Microsoft и его капитал размером в $100 млрд. Билл Гейтс и есть тот outlier, который делает всех жителей Сиэтла и окрестностей миллионерами. Таких приемов «бумажного» увеличения уровня жизни - масса.
Вот средняя зарплата в июле в Беларуси составляла Br1,28 млн. Это, подчеркнем, средняя зарплата не в Минске, где уровень доходов выше, а по всей республике. Этот показатель уже вплотную приближается к обещанным $500 и именно его, похоже, будут «натягивать» до нужных размеров. Но, блин, много ли тех, кто за пределами Минска может похвастаться зарплатой в Br1,28 млн.? Насколько эта зарплата репрезентативна и действительно «среднестатистична»? Приведем примеры из реальной жизни, которые могут дать представление о том, насколько от этих Br1,28 млн. веет той самой статистикой, о которой писала Дебора Стоун.
У Мингорисполкома есть сайт, выполненный в оптимистичных, голубовато-белых тонах. На сайте есть раздел «вакансии», где собраны предложения по трудоустройству в Минске и окрестностях. Причем предложения как от госструктур, так и от частников. Повторимся, речь идет о столице, где уровень доходов куда больше, чем в райцентрах или деревнях. Что мы видим в разделе «вакансии»? Минский завод «Термопласт» ищет автоматчика холодновысадочных автоматов 4-5-го разряда, со специальным образованием (квалифицированный труд). Полная занятость. Зарплата? Думаете Br1,5-2 млн.? Br800 тыс.! Предприятие Минские телевизионные информационные сети ищет коммерческого агента. Зарплата - Br500 тыс.! Или вот позиция администратора. Заводской райпищеторг предлагает специалисту с высшим образованием Br820 тыс.! Если хорошенько покопаться, можно найти аналогичное предложение за Br1-1,1 млн., хотя есть и меньшие администраторские зарплаты, например в Br400 тыс. - на частном предприятии. Сисадмину в 11-й горбольнице предлагается Br700 тыс. Есть такие должности, как, например, аккомпаниатор во Дворце внешкольной работы «Золак» - Br304 тыс. - и администратор кафе - Br700 тыс.
И вот вопрос: откуда, из какой реальности взялись 1,28 млн.? Какими outliers накачаны? Хотя нет, основной вопрос даже не этот. Ведь статистика есть в любой стране, и везде она служит примерно одному и тому же. Главный же вопрос предстоящей избирательной кампании таков: что будет чувствовать аккомпаниатор во Дворце внешкольной работы «Золак», получивший в бухгалтерии Br304 тыс., когда по телевизору ему торжественно объявят, что все обещания выполнены и средняя зарплата по стране достигла наконец Br1,5 млн.? И за кого этот аккомпаниатор будет голосовать?