Система социального страхования в Белоруссии отличается от стран СНГ
Система социального страхования Белоруссии отличается от систем стран СНГ, заявила заместитель начальника управления социального законодательства Национального центра законодательства и правовых исследований Белоруссии Вера Чаушник в Петрозаводске на двадцать седьмом заседании постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Белоруссии и России по вопросам строительства Союзного государства на тему «Социальная защищенность граждан Союзного государства».
Отличия, по ее словам, есть как в правовом, так и в организационном отношении.
Обязательное государственное социальное страхование в Белоруссии в настоящее время осуществляется по трем видам: на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца (пенсионное страхование); на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет, смерти застрахованного или члена его семьи (социальное страхование); на случай достижения возраста, дающего право на пенсию за работу в особых условиях труда и отдельными видами профессиональной деятельности (профессиональное пенсионное страхование, которое введено 1 января 2009 года в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 января 2008 года ”О профессиональном пенсионном страховании“). Страховщиком по всем видам государственного социального страхования выступает Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Вместе с тем, в полном объеме функции страховщика выполняются Фондом только по профессиональному пенсионному страхованию. В соответствии Законом Республики Беларусь ”О профессиональном пенсионном страховании“ Фонд осуществляет:
сбор и учет взносов на профессиональное пенсионное страхование;
расчет, назначение и выплату профессиональных пенсий.
В отношении пенсионного и социального страхования Фонд в соответствии с законодательством осуществляет сбор и аккумулирование средств, контроль за их поступлением, финансирование соответствующих выплат, ведение индивидуального (персонифицированного) учета. При этом сведениями индивидуального (персонифицированного) учета подтверждается стаж и заработок застрахованного лица за период с 1 января 2003 года, которые запрашиваются у Фонда органами по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов, осуществляющими назначение и выплату пенсий.
В целях дальнейшего формирования единых подходов в области социального обеспечения и социального страхования, заимствуя опыт Российской Федерации, в Республике Беларусь представляется целесообразным, по мнению Веры Чаушник, рассмотрение вопрос о наделении Фонда функциями по назначению и выплате пенсий и пособий. Решение данного вопроса будет способствовать повышению эффективности и оперативности управления средствами государственного социального страхования, целевому использованию данных средств, а также обеспечит выполнение одной из задач, определенных Концепцией социального развития Союзного государства на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства от 25 ноября 2011 г. № 7, о повышении качества администрирования систем государственного социального страхования и пенсионного обеспечения, считает она.