На память об исчезнувшей свинине
— Сколько возьмете за доставку? — пытаюсь передать через водителя междугородного экспресс–автобуса пакетик до города, где живет мама.
— А большой?
— Да нет, там только баночка с мазью для ног, мама заболела, хочется быстрее помочь...
— Ладно, раз мама — 15 тысяч. Банка хоть не откроется? А то, если штука там пахучая, мне в салоне проблемы не нужны.
Водитель называет мне номер своего мобильного, спрашивает, кто заберет.
— Мама и заберет. В пакете лежит записка с ее именем и номером телефона.
Мне в спину уже дышат еще два человека, также явно желающих отправить в путь свои пакеты, коробки, конверты... Неплохая подработка. Правда, рискованная. Достаточно вспомнить, как в середине апреля в Вильнюс автобусом точно таким же образом передали... мощную противотанковую мину. Впрочем, с «голубиной почтой» на колесах у нас борются уже не первый месяц. Эффективно ли?
Спрос диктует предложение
Руководство Ленинского РУВД Минска, на территории которого расположен автовокзал «Восточный», уже обратилось в Министерство транспорта и коммуникаций с просьбой запретить «неконтролируемое перемещение по территории Республики Беларусь различного рода предметов, которыми могут быть в том числе взрывоопасные, легковоспламеняющиеся либо бактериологические вещества», а также «рассмотреть вопрос об установлении в здании автовокзала, а также на перронах прибытия камер видеонаблюдения» - цифровые системы. С аналогичным предложением выступает и Первомайское РУВД, «опекающее» автовокзал «Московский». Транспортники только «за». А толку?
— Перевозили и, почти уверен, перевозить будут! — точка зрения директора диспетчерской фирмы «Форсаж» Виталия Савченко. — Известное дело, хочется лишних денег. Человеческий фактор! И потом, вроде как не помочь женщине, которая просит передать сыну–студенту сумку с салом да вареньем или лекарства, теплые вещи? Ведь все мы люди. Как руководитель я, разумеется, запрещаю и разъясняю сотрудникам вероятность рисков. Но как их проверить? В общем, рассчитываю на их личную бдительность и интуицию...
Про интуицию и кое–что другое поведал мне в личной беседе водитель одного из междугородных экспресс–маршрутов, просивший не называть его имени:
— С каждым рейсом обычно везутся передачи. Я считаю, это нормально — помочь людям, тем более что никто из водителей больших–то денег не просит. Да и народ не с жиру к нам обращается. Правда, случаются казусы. Было у меня пару неприятностей, после которых предпочитаю знать заранее, что конкретно просят перевезти. Скажем, сунули мне как–то коробку типа обувной, потом отсчитали 4 миллиона и положили в конверт — мол, передай, встретят там–то. За услугу — с ходу 70 тысяч. Ну я и закинул эту коробку с конвертом в нишу над головой. Потом вдруг пришлось резко затормозить — коробка вывалилась, а из нее — пакет, туго набитый уж очень красивыми купюрами! В общем, всю дорогу я себя клял. Или дали мне обычный полиэтиленовый пакет, в котором лежали какие–то вещи. Довез. В пункте назначения подходит мужик, забирает пакет, нервно в нем роется и, покраснев, злобно начинает интересоваться: «А где тут был конверт с пятьюстами долларами?»... Иной раз, бывает, отказываю, не объясняя причин. Интуиция, что ли. Наркоманов, алкашей и других подозрительных товарищей за версту вижу. Если предлагают уж очень высокий гонорар — тоже предпочитаю не связываться...
«Для меня что–нибудь есть?»
Неожиданной статистикой и красочными криминальными историями удивили и сотрудники правоохранительных органов. Оказывается, мошенники давно разработали и довольно успешно применяют схемы по вылавливанию таких вот нелегальных посылочек. Приходишь за своей передачей — а ее уже кто–то забрал! К примеру, за прошлый год на территории автовокзала «Восточный» совершено 11 уголовных преступлений, квалифицированных как мошенничество. В этом году — уже три. Причем обстоятельства всех совершенных злодеяний не исключают версии, что соучастниками и даже исполнителями являются сами же водители, — комментируют в главном управлении уголовного розыска криминальной милиции МВД. Подумайте: вы доверяете совершенно незнакомому человеку, допустим, деньги. И что мешает водителю Васе сказать потом получателю, что их пару минут назад кто–то забрал? И даже описать якобы похожего на вас человека? И ищите потом черную кошку в темной комнате... Ваше отправление нелегально — это во–первых, а записочки типа «Для Петра Ивановича» с номером его телефона иной раз даже на руку злоумышленникам — это во–вторых. Один профессионально подслушивает и подсматривает за отправителем, скажем, в Минске, а другой по его наводке разыгрывает из себя Петра Ивановича, к примеру, в Гомеле.
Преступники нередко действуют наудачу. Диалог примерно следующий:
— Для меня тут вам передавали...
— А что передавали–то?
— Да вон тот зеленый пакетик!
— Для Сергея?
— Да–да, это я и есть!..
Главное — быстро исчезнуть до появления настоящего Сергея. Именно так в январе ушли налево 50 килограммов свежей свинины. А уж деньги исчезают сплошь и рядом. Вот свежие примеры с автовокзала «Восточный». 6 марта растворились в чужих карманах 1.570 долларов, 14 марта — 9 миллионов 460 тысяч рублей, а 26 апреля — аж 43 миллиона 712 тысяч! Во всех случаях «тети Клавы» и «дяди Коли», которым предназначались деньги, даже созванивались с водителями и сообщали, что «вот–вот бегут» или «сейчас подойдет человечек». И «человечки» подходили, только, как выяснялось позже, совсем не те...
***
И это при том, что есть альтернатива. Как минимум куда более безопасная. Правда, вне конкуренции по–прежнему остается нелегальная перевозка свиных туш и других продуктов питания. На «Белпочте» такие отправления, — а их оценивают по весу — могут потянуть на весомую сумму и к тому же попросту испортиться к моменту получения. За пересылку денег почта просит 3 процента комиссии и доставляет их за 4 часа, что в случае с 40 миллионами тоже невыгодно — простая арифметика. Но есть же и другие двери!
Если бы гражданин, которому нужно срочно отправить деньги, принес свои миллионы в Беларусбанк и воспользовался услугой денежного перевода по системе «Стриж», то это стоило бы ему всего 10 тысяч белорусских рублей и пару минут времени. В Белагропромбанке по системе «Хуткiя грошы» его обслужили бы на тех же условиях. Белинвестбанк попросил бы за комиссию 20 тысяч. Заметьте, и никакой нервотрепки, визитов в налоговую, ведь речь идет о переводе в пределах страны. Но мы, как водится, легких путей не ищем...
Кстати
Бывает, нечистые на руку пассажиры прихватывают чужие сумки, когда выходят где–то на середине маршрута. По закону же вы можете предъявить претензии о пропаже багажа перевозчику только тогда, когда ваши сумки и чемоданы едут по багажным билетам. Продаются они в кассах автовокзалов и стоят приблизительно 20 процентов от суммы пассажирского билета. Что же касается багажа в маршрутках, то ответственность за его сохранность несет сам пассажир. Конечно, в случае пропажи перевозчик постарается оказать содействие, вспомнив, кто и где выходил, и поискав в журнале водителя номер мобильного телефона подозреваемого. Но не более того.
Автор публикации: Марина ЗУБОВИЧ
Фото: Артур ПРУПАС