Из пункта А в пункт Б
Из пункта А в пункт Б
О дорогах |
Еду нормально. То есть быстро, за 100 км/час — как и позволяет автомагистраль Е–30 на всем своем пути через нашу страну. Еду спокойно, но знаю, что расслабляться нельзя. Вот в зеркале заднего вида возникает точка, она стремительно увеличивается в размерах... Фр–р–рррр — и точка опять исчезает, но уже далеко впереди. «Ауди–ТТ» (или «Порше», «Мерседес», «Лексус»...) обходит так, будто я стою на месте. Явно под 200...
Номерной знак едва успеваю увидеть, но уверен, что он российский. Водитель знает, что если на пути из Москвы, например, в Варшаву и можно где–то разогнаться, то именно в Беларуси, где–нибудь между Оршей и Минском или между Столбцами и Барановичами...
На интернет–форумах мнения транзитеров–любителей о дороге Е–30 обычно либо восторженные, либо очень краткие. Примерно такие: «Беларусь пролетаешь по автобану с разрешенной скоростью 120 км/час. Можно быстрее». Я не люблю злостных нарушителей–лихачей. Но очень горд, что езжу по дороге, о которой соседи только мечтают, хотя формально «автобаном» она не является.
Сказано не в обиду россиянам, поскольку дорожные сравнения с любой из сопредельных стран (Латвией, Польшей, Украиной...) будут неизменно в нашу пользу. Во всяком случае, в приграничных пространствах. Это именно тот случай, когда усталый водитель страстно мечтает поскорее оказаться на родной земле. На «родной» дороге. По ней можно ехать быстрее и безопаснее. Только для этого дорога и существует.
Как известно, именно дороги сделали американцев самой мобильной и динамичной нацией. Мобильность и прогресс взаимосвязаны, неразделимы. Любопытнее все же сравниться с европейцами. Общая протяженность дорог — индекс не очень наглядный: чем обширнее страна, тем больше в ней дорог. Интереснее процент дорог с твердым покрытием и густота, то есть их количество на 1 тысячу квадратных километров территории.
По первому мы уступаем, например, Германии, Чехии, Франции, Дании, где твердое покрытие имеют все 100 процентов дорог. У нас таковых 86 процентов. Это тоже много: больше, чем в Швеции (30), Финляндии (64), и почти как в Словакии (87). Впрочем, показатель тоже неисчерпывающий. Судя по нему, Украина выглядит более благополучно, чем самая комфортная для проживания Норвегия. По густоте дорожной сети (412 км) мы заметно, почти втрое, уступаем Австрии (1.276), Польше (1.202), еще больше Германии (1.805). Обходим Румынию (333) и Словакию (363).
Дороги появляются не сами по себе, но там и тогда, где и когда курс на прогресс осознан и сформулирован. Даже с обременением для бюджета. Даже с опережением — задолго до того, как трафик станет невыносимым. В Беларуси, думаю, происходит именно так. Едва ли кто–то скажет, что наши дороги критически перегружены. Скорее, просторны. Но мы планомерно расширяем их и обновляем.
В стране действует государственная программа «Дороги Беларуси», рассчитанная до 2015 года. Она разработана в соответствии с поручением Президента и постановлением Правительства. Ее цели обозначены так: создание условий для развития национальной экономики, реализация социальной политики государства, дальнейшего повышения деловой активности. Если сказать кратко — для динамичности экономики, мобильности людей и комфорта их жизни.
Поводом для этих заметок послужил отнюдь не какой–то рубежный этап. Никаких пресс–конференций дорожники в последнее время не давали, о достижениях не отчитывались. Более того, газета периодически их критикует — за сроки строительства и ремонта дорог, за их качество.
Повод был иным: несколько подряд служебных командировок в направлениях от Минска к Гомелю, Могилеву, Гродно, Витебску... Как известно, перед дорожниками стоит задача связать областные центры со столицей современными магистралями европейского качества и комфорта. Дело движется, и любой водитель тому свидетель.
Обновленные участки этих дорог ничуть не уступают «автобану» Е–30. Когда мчишься по ним, хочется, ей–богу, забыть о критике в адрес дорожников и критериях качества инфраструктуры. Переполняют эмоции. Как же красива хорошая дорога!
Этими чувствами был навеян, очевидно, и красочный альбом «Золотые пояса Беларуси», который с дарственной надписью автора лежит у меня на рабочем столе. Архитектор Армен Сардаров издал его в 2005–м и посвятил дорогам. Всего–то 5 лет прошло, а книга уже устарела! Пейзажи вдоль дорог так же красивы, но сами дороги уже другие. Они лучше! Значит, к пункту Б — в будущее — мы движемся достаточно быстро.
Автор публикации: Виктор ПОНОМАРЕВ