Проблема использования интернет-контента есть и в Беларуси

Источник материала:  
20.10.2009 18:03 — Новости Hi-Tech
Проблема использования интернет-контента есть и в Беларуси Фото: из архива

Разгоревшийся недавно конфликт между порталом Interfax.by и порталом TUT.by говорит о том, что проблема между производителями контента и сайтами-агрегаторами докатилась и до нашей страны. Западные же СМИ, представленные в интернете, все чаще поднимают проблему использования контента сайтами-агрегаторами.

По мнению большого числа западных и в целом зарубежных новостных агентств, включая AFP, AP, интернет-сайты, подобные Yahoo, заработали на чужом контенте миллионы без какой бы то ни было компенсации обладателям авторских прав, передает Marketing.by.
 
Что касается Беларуси, то больше недели назад агентство «Интерфакс-Запад» объявило о запрете порталу TUT.by перепечатывать новости с новостного ресурса Interfax.by.
 
Как отметила заместитель генерального директора агентства «Интерфакс-Запад» Наталья Крашевская: «TUT.BY по сути является «дайджестом прессы» и использует новости информационных агентств, газет и радиостанций без выполнения условий републикации, принятых в цивилизованном мире». 
 
Таким образом, несмотря на то, что между ресурсом Interfax.by и порталом TUT.BY существовала письменная договоренность о републикации новостей, информационное агентство приняло решение ввести запрет на использование их контента порталом TUT.BY, заявив, что не будет «придатком сайтов-агрегаторов, бесплатно и по своему усмотрению использующих чужой контент для повышения популярности».
 
Однако, по мнению одного из директоров портала TUT.BY Кирилла Волошина, решение это стало неожиданностью и, судя по сложившимся у портала с не одним десятком средств массовой информации давним отношениям, агентства и другие информационные издания только выигрывают от таких партнерских отношений. «Например, по статистике некоторых новостных сайтов, до 25-30% их посещений — это переходы с TUT.BY».
 
Сегодня TUT.BY имеет официальные партнерские отношения с большинством информационных агентств и новостных ресурсов в Беларуси. В их числе — «БелаПАН», «БЕЛТА», «Комсомольская правда в Белоруссии», «Рэспублiка», ОНТ и др. В рамках пилотного проекта TUT.BY получил на месяц разрешение на использование материалов русскоязычной новостной службы «Би-би-си» (и, скорее всего, заключит долгосрочный договор). Подобные партнерские отношения белорусский портал установил и с российским новостным ресурсом РБК, а также находится на стадии подписания соглашения с издательским домом «Коммерсантъ».
 
Наталья Крашевская в свою очередь сообщила Marketing.by, что нарушителей авторского права в Байнете имеется достаточное количество. Материалы Interfax.by перепечатывает большое число белорусских интернет-ресурсов. «Главная их проблема заключается в том, что для создания собственного контента им необходимо содержать штат журналистов, редакторов, фотографов, технических специалистов, что достаточно затратно. Проще — создать некий ресурс, который будет собирать интересные материалы, и публиковать их у себя без каких-либо существенных затрат», отмечает заметитель генерального директора агентства «Интерфакс-Запад».
 
Многие ресурсы считают, что активная ссылка на источник использованного материала и есть соблюдение авторского права, однако, утверждает «Интерфакс-Запад», у любого сайта должно быть письменное соглашение со СМИ на использование его контента.
 
По мнению Натальи Крашевской, «решить проблему несанкционированного использования контента можно посредством создания коалиции СМИ, которая смогла бы централизованно и согласованно бороться с нарушителями авторского права. Как считает Наталья, «достаточно провести несколько судебных процессов, с оглаской в СМИ — и порядок будет наведен».
 
Ведущие новостные агентства мира сегодня допускают возможность введения почасовой оплаты за использование контента сайтами-дайджестами. Об этом заявил глава News Corporation Руперт Мердок. Он считает, что «Агрегаторам и плагиаторам скоро придется расплачиваться за копирование нашего контента».
 
Также свое мнение по этой проблеме высказал Том Керли, глава Associated Press (AP) на бизнес-конференции в Пекине и заявил: «Мы, создатели контента, слишком долго закрывали глаза на бесплатную эксплуатацию новостей третьими лицами без разрешения. В итоге такие ресурсы, как Wikipedia, YouTube и Facebook, перехватили инициативу у веб-сайтов новостных агентств и стали в глазах потребителя более привлекательным источником свежих новостей», — заявил глава Associated Press.
 
Associated Press уже обсуждает вариант краткосрочного предоставления новостей для Google и Yahoo на почасовой платной основе.
 
Что касается агентства «Интерфакс-Запад», оно не испытывает необходимости в посредниках между ними и посетителями их ресурсов. Тем не менее, Наталья Крашевская считает, что «сайтами-агрегаторами в любом случае будет востребована система почасовой оплаты использования интернет-контента. У них есть три варианта развития: либо перестать существовать, либо создавать свой огромный штат журналистов, которые буду работать по всему миру, что нереально, либо они пойдут на требования СМИ и строго будут выполнять их условия».
 
«И у нас в Беларуси вопрос существования сайтов-агрегаторов на таких условиях это вопрос времени. Все СМИ потихонечку переходят в интернет. Придет время, когда каждому из изданий интересно будет продвигать свой интернет-ресурс, защищать свои права и получать доходы со своего интернет-ресурса. И все будут консолидировано защищать свои интересы», — резюмировала Наталья.
 
TUT.BY при этом вовсе не исключает возможностей покупки новостного контента. В частности портал является давним подписчиком платной новостной ленты «БелаПАНа», приобретает мультимедиа-контент Белтелерадиокомпании, а также статьи ИД «Коммерсантъ». Переговоры о приобретении ленты «Интерфакс-Запад» велись многие годы. Но, по утверждению Кирилла Волошина, «агентство сперва сочло более выгодным иметь прямые ссылки с TUT.BY на свой сайт, а затем, по прошествии нескольких лет, получив свою долю трафика, решило запретить перепечатку».
 
По мнению Кирилла, «озабоченность агентства Associated Press более чем понятна, поскольку у AP нет публичного новостного портала, и, соответственно, трафик их не интересует, а источником заработка является продажа подписки на новостной контент. Логично, что сайты-дайджесты, перепечатывающие материалы AP не приобретая их, пусть даже и со ссылкой, наносят ущерб агентству».
 
В любом случае, если СМИ массово решат отказаться предоставлять порталу свой новостной контент на каких-либо условиях или на платной основе, TUT.BY готов обзавестись собственной полномасштабной редакцией. «У нас уже давно есть свой штат журналистов, пусть он не так велик, как в агентствах. Тем не менее, около десятка материалов в день наша редакция выпускает — интервью, онлайн- и радио-конференции, фотофакты, статьи на базе откликов пользователей, IT-обзоры», — отметил Кирилл Волошин.
 
15 октября на конференции «Деловой интернет» прошел круглый стол на тему «СМИ в интернете», на которой проблема использования новостного контента была рассмотрена, как одна из самых острых.
 
Во время круглого стола Галина Малишевская, генеральный директор ЗАО «БелКП-ПРЕСС», рассказала, что «Комсомольская правда в Белоруссии» также тщательно следит за тем, чтобы другие сайты не нарушали правила использования контента (одним из которых является активная ссылка на сайт-источник). Кроме того она отметила, что издание постоянно отслеживает нарушения. «Мы настаиваем на том, чтобы наш контент не переписывался, не комментировался недолжным образом и не вырывался из контекста. С этим мы и будет бороться, в судебном порядке с теми, кто не готов с нами договариваться».
 
«Мы готовы сотрудничать с сайтами, которые не являются СМИ. И используем это для продвижения нашего ресурса среди аудитории, которая по каким-то причинам еще не знает о нас», — отметила Малишевская. — К примеру, взаимодействие с TUT.BY — это тот способ продвижения, который на данный момент нам подходит. Когда этот инструмент перестанет работать, возможно, мы и будем брать с TUT.BY деньги».
 
В целом, Галина Малишевская, как руководитель «Комсомольской правды в Белоруссии» полагает, что через какое-то время и наша страна может прийти к платному контенту.
 
Свою позицию во время круглого стола на «Деловом интернете» высказал также другой представитель информационного агентства — первый заместитель генерального директора БЕЛТА Игорь Луцкий. Именно тема использования новостного контента стала ключевой темой его выступления.
 
Игорь Луцкий: «Мы недостаточно серьезно относимся к защите нашего авторского права, поскольку наша основная задача — распространение новостей. К примеру, совместно с TUT.BY нам это удается (Игорь отметил, что 20-30% трафика на сайт новостного агентства идет с портала TUT.BY). Но, на мой взгляд, я бы поделил тех, кто создает новости и тех, кто их потребляет (агрегаторы) на пчел и ос. Пользователи их различить не могут. Смысл в том, что кто-то собирает мед, а кто-то пожирает пчел. И наши пользователи не интересуются, каким трудом создается контент. С этой точки зрения, к новостям надо относиться как к объекту авторского права. Та же проблема существует во всех странах СНГ. Но в законе о СМИ ничего не сказано об этом. Подавая в суд очень сложно выиграть, тем более оценить ущерб, который будет нанесен, и определить меру ответственности».
 
На данный момент БЕЛТА в этом плане удается договариваться с агрегаторами. И на сегодняшний день агентству достаточно активной ссылки при использовании контента.
 
«Что касается международного опыта, то в свое время мы тоже к этому придем. Мы создаем продукт, который стоит денег, если на данный момент мы не берем за этот продукт денег, то это возможно в будущем»,— резюмировал представитель информационного агентства БЕЛТА.
 
Таким образом, многие новостные ресурсы говорят о том, что ситуация на рынке интернет-СМИ может в ближайшем будущем существенно поменяться. В большей степени — в сторону монетизации новостного контента.
←Социальные сети начали предоставлять возможность геотаргетинга на интернет-пользователей из Минска

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика