«Скорая? В Знамени замерзает человек»
«Дело в том, что в морозы наши пенсионеры порой ведут себя экстремально: забывают дома закрыть дверь и замерзают. Такое у нас сплошь и рядом», — вздыхает Светлана.
Заняться вызовом она поручила выездному фельдшеру Вадиму Курьяновичу. Через две минуты выезжаем с ним в путь. С собой берем необходимый набор препаратов, изделий медназначения. В «боевой готовности» — электрокардиографы, дыхательная аппаратура, глюкометры — на случай, если у больного «всплывет» другой недуг. До деревни — 25 километров.
У нас дорога занимает примерно 35 минут (по правилам на такое расстояние дается до 45 мин.). В 14.20 «скорая» уже на месте вызова.
— Мне позвонил житель деревни Знамя и сказал, что в соседнем доме человек лежит без сознания. Входная дверь на улицу нараспашку, — рассказывает кратко о сути инцидента встретивший нас Михаил Ковалев. — Я быстро приехал, приступил к осмотру. Пенсионер к тому моменту почернел, на самом деле был без сознания. Конечности полностью отмерзли (на медицинском «сленге», некроз пальцев, когда их нужно ампутировать). Стал измерять ему температуру и ужаснулся: градусник «на нуле». Термометр не реагирует, будто сломался. Хотя пульс есть — где-то 50 ударов в минуту. Вызвал неотложку.
Заходим в дом. В комнатах беспорядок: разбросанные вещи, сломанная мебель, повсюду грязь. В зале на диване лежит человек. Его сюда перенес из прихожей сосед (накануне вечером они вместе выпивали спиртное и расстались ближе к часу ночи). Ну а хозяин вечеринки, сильно перебрав, не дошел до кровати, свалился в прихожей и пролежал всю ночь. Входные двери на улицу, по понятным причинам, не запер, печь не затопил. Вот и финал...
По словам врача Ковалева, пострадавший сильно пил. А раньше работал милиционером, был уважаем на селе.
Вместе с Вадимом и водителем «скорой» на носилках переносим его в машину и мчимся в реанимацию.
— Когда тело человека переохлаждается до температуры ниже 35 °С, шансы на спасение практически равны нулю, — поясняет Вадим, который по пути, понимая тщетность своих действий, борется за жизнь пациента. Осмотреть больного оказалось непросто — только сняли одежду, по телу начали расползаться вши. Вадим ставит капельницу и укутывает пациента толстым одеялом. Тем временем пульс того слабел.
В 15.20 мы в больнице, переносим обмороженного в приемный покой. Но до реанимации, к сожалению, так и не довезли. Через несколько минут он скончался...
— Глубокое переохлаждение. В таких случаях медицина практически бессильна, — пояснил заведующий станцией «скорой» Иван Зеневич. — Старики трудно переносят холод. Медики сделали все, что могли. Со стороны фельдшера никаких нарушений — приехал вовремя, первую помощь оказал квалифицированно.
Для медиков Случчины в 2014 году — это первый инцидент, когда человек умер от переохлаждения. Жители района не так часто попадают в «ледяную кому» — соблюдают меры профилактики, тепло одеваются.
Иван Зеневич вспоминает жуткий случай многолетней давности, когда у обмороженного тракториста медики попытались осмотреть ноги и вместе с сапогом сняли стопу — зрелище не для слабонервных. Жизнь человеку все же спасли, но тот остался инвалидом.
Следующий звонок от свидетеля происшествия на одной из слуцких улиц. На снег упал с велосипеда человек, лежит без сознания. Через пять минут мы на месте. Сразу определили — человек отправился в поездку под «градусом». Фельдшеры, внимательно осмотрев незадачливого велосипедиста, решают: медпомощь не требуется. Его разбудили и отправили домой. Кстати, от обморожения его спасла теплая одежда.
В течение года на «скорую» поступает более 30 тысяч вызовов (только в Слуцке проживают 60 тысяч человек). Кстати, самые частые пациенты «скорой» здесь — пенсионеры. Они вызывают неотложку в 56,2 процента.
Константин КОВАЛЕВ, «СГ»
В ТЕМУ
На территории Минской области в последние дни получили обморожение 35 человек. С разной степенью тяжести холодовой травмы их госпитализировали. Семерых пострадавших от морозов спасти не удалось.
Так, в деревне Новые Пышачи Крупского района 71-летняя пенсионерка умерла прямо у крыльца своего дома. Она страдала сердечно-сосудистым заболеванием. К одиноко проживающей сельчанке приходила соцработник, навещала ее и соседка. Накануне трагедии заглянула и председатель Ухвальского сельисполкома Вера Сасновская.
— Вышла во двор, и там ей внезапно стало плохо, — рассказала «СГ» Вера Николаевна. — Сельчанка аккуратная, непьющая. Когда случилась беда, установить сложно…
В Марьиной Горке на улице замерз насмерть житель города. Здесь же с обморожением пальцев левой ноги поступила в больницу восьмиклассница.
— Самая уязвимая категория — пьющие, пожилые и больные люди, дети, — отметила пресс-секретарь Минского областного управления МЧС Анастасия Швайбович.
Число людей, получивших обморожение, выросло и на Гомельщине. Так, в областном центре в реанимации городской клинической больницы № 1 умерла 83-летняя пенсионерка. Диагноз — переохлаждение тяжелой степени.
В ожоговом отделении — наплыв пациентов. Заведующий отделением Александр Волошиненко говорит, что за три дня за медпомощью обратились 11 человек, из них 7 госпитализированы (двое были нетрезвыми). Возраст пациентов — от 16 до 87 лет. Чаще всего фиксируются обморожения кистей рук и стопы, кончика носа, ушей…
Елена КЛИМОВИЧ, Наталья ВАКУЛИЧ, «СГ»