"Наша цель - 25% продукции поставлять в Европу". Жена Зуховицкого возглавила "ЗОВ"
О гродненском мебельном холдинге «ЗОВ» в последнее время проходит много самой разнообразной информации. Количество спекуляций после задержания Олега Зуховицкого, одного из учредителей и идейного вдохновителя группы компаний, только увеличилось. Чтобы получить комментарий из первых уст, мы обратились к его жене Татьяне Зуховицкой, недавно избранной генеральным директором холдинга «ЗОВ».
— Ходят слухи, что недавно «ЗОВу» заблокировали счета за недоимку налога и холдинг оказался на грани остановки.
— Текущие сложности возникли только на одном предприятии («ЗОВ-плита»). Но наш холдинг состоит из 15 мебельных предприятий, связанных между собой плотной кооперацией. Если на одном предприятии возникли какие-то вопросы, то остальные не бросят в беде. Тут быть вопросов не может. Хочу лишь сказать, что в любой ситуации нужен холодный рассудок и трезвый взгляд на происходящее. Нельзя останавливаться ни при каких условиях.
— То есть у вас никаких проблем в этой связи нет?
— В плане производства у нас нет никаких проблем. Мы работаем в штатном режиме, отгружаем продукцию согласно договорам и заявкам клиентов.
— А экономический кризис в Беларуси и соседних странах также не отражается на вашей деятельности? Работники пишут, что перешли на четырехдневку.
— Конечно, сложная макроэкономическая среда в регионе сказывается и на нас. Мы ведь не в изолированном пространстве существуем. В первую очередь для нас очень чувствительным оказалось проседание российского рынка, куда мы поставляем 82% продукции. А за последний год рынок России сузился на 40%. Плюс ко всему платежеспособность покупателей уменьшилась. Но конкуренция увеличилась! Все это отразилось и на наших объемах. Но надо понимать, что в такой ситуации оказались не мы одни. Многие производственные компании в Беларуси испытывают подобные сложности. Мы надеемся, что это временные трудности и скоро все вернется на круги своя.
— Сидеть и ждать у моря погоды, в смысле восстановления российской экономики, наверное, тоже не выход?
— Безусловно. Сегодня, чтобы выжить, надо улучшать качество продукции, уменьшать себестоимость, развивать рекламу и маркетинг. Мы также занимаемся автоматизацией производства и оптимизацией управления.
— Вопрос у меня был с намеком на то, что не было ли мыслей диверсифицировать рынки сбыта? 82% поставок в Россию — это довольно рискованно в случае того вот кризиса.
— В этом есть доля правды. Но когда у тебя бурный рост, твоя продукция востребована в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России, то как-то искусственно ограничивать себя неправильно. Таким образом мы выбились по производству кухонной мебели в лидеры не только в Беларуси, но и в странах СНГ. Что касается новых рынков. Как помните, в мае Олег открыл новую фабрику площадью порядка 15 тыс. кв. м, укомплектованную современными производственными линиями. Это позволило предприятию выйти на новый уровень. В итоге по мебели и интерьеру из массива мы можем конкурировать с европейскими производителями.
— То есть теперь ваша цель — завоевание сердец потребителей из Евросоюза?
— Да. У нас много говорится про диверсификацию рынков сбыта. Но всем кажется, что это все можно сделать легко и просто, по мановению волшебной палочки. Условно говоря, не идут продажи в России, развернули машину, пусть едет в Польшу. Но мы забываем, что в разных странах есть свои предпочтения, региональная мода. Нам предстоит разработать новые коллекции специально для этих рынков, наладить каналы продаж и так далее. Поэтому предстоит проделать немалую «черновую» работу (полгода-год) прежде чем можно будет рассчитывать на стабильные продажи в ЕС.
Сейчас у нас в Европу продается только 2% продукции. Через год мы хотим этот показатель довести до 25%. Планируем открыть в Польше, Германии, Италии около 50 розничных точек продаж, а также 2−3 распределительных центра.
— Что думаете туда поставлять?
— В первую очередь это изделия из массива.
— Почему эти страны?
— Это платежеспособные рынки. Там активно используются такие формы расчетов как предоплата и аккредитивы. В России преимущество идет рассрочка платежа на 90 дней. Когда у соседей начались валютные проблемы, мы попали на курсовые разницы, получили кассовый разрыв.
— Азиатский континент не в поле вашего внимания?
— Нам он видится менее платежеспособным. Но нельзя сказать, что он нам неинтересен. Мы выиграли тендер на поставку мебели в отель сети «Мэрриотт» в Казахстане. На следующий год запланировано участие в выставке в ОАЭ. Думаем также закрепиться на этом рынке.
Но, говоря про интерес к новым рынкам сбыта, следует отметить, что мы планируем быть активными и на российском рынке. Нам кажется, что ко второй половине следующего года он восстановится и начнет расти. Несмотря на сложности, видим интерес к нашей продукции и сейчас. На уходящей неделе мы участвовали в московской выставке «Мебель 2015», которая считается наиболее знаковым событием в индустрии мебели и дизайна на территории СНГ. Так вот, стенд группы компаний «ЗОВ» стал одним из наиболее посещаемых. У нас прошла презентация «Клуба дизайнеров», мы показали ряд своих новинок. Например, одно из наших новых направлений деятельности — это интеграция ручек в фасад.
— Еще хочу спросить про вашу новую ипостась. На «ЗОВе» среди руководителей много опытных мужчин. Почему ответственность в виде должности генерального директора легла на ваши женские плечи?
— Так решили учредители. Но, поверьте, немногие рвались в это кресло. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить всех коллег, которые меня понимают и поддерживают, партнеров по бизнесу, наших покупателей и даже наших конкурентов, у которых мы учимся. Я сделаю все, чтобы бренд ЗОВ был узнаваемым и престижным не только в Беларуси, России и странах СНГ, но и на западном направлении.
— Как вам удается управлять такой махиной?
— У меня сильные помощники. Наряду с опытными кадрами пришли молодые, современные менеджеры. Наши дети выросли и активно включились в работу. Это уже третье поколение Зуховицких.