БАМАП: Рентабельность деятельности дальнобойщиков приблизилась к нулю
22.05.2015 17:25
—
Новости Экономики
По итогам 2014 года в Беларуси рентабельность деятельности международных автоперевозчиков грузов приблизилась к нулю. Об этом на конференции в Минске сообщил председатель Белорусской ассоциации международных автоперевозчиков (БАМАП) Николай Боровой.
По данным БАМАП за 2014 год, выручка от деятельности международного автотранспорта составила 11,7 трлн рублей, что на 9,1% больше 2013 года, несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру и непростую ситуацию на рынке транспортных услуг. Дело в том, что на фоне замедления темпов экономического роста в основных грузообразующих странах и взаимных ограничений в торговле Евросоюза и России отмечается снижение грузопотоков между Востоком и Западом, перемещаемых автомобильным транспортом, и обострение конкуренции на международном рынке транспортных услуг, сказали в БАМАП.
Валютная выручка по экспорту услуг автотранспорта составила в Беларуси в 2014 году 1,117 млрд долларов, что на 1% меньше, чем в 2013 году. При этом грузовой транспорт обеспечил поступление 1,090 млрд долларов.
Однако затраты, связанные с эксплуатацией грузовиков, за прошлый год увеличились на 11,5%. Как следствие снизилась прибыль дальнобойщиков. Рентабельность деятельности международных автоперевозчиков грузов приблизилась к нулю: 0,5% против 2,8% за 2013 год, отметили в БАМАП.
Экономическая ситуация привела к сокращению возможностей для обновления автопарка. За 2014 год темпы обновления парка сократились в два раза, удельный вес новых автотранспортных средств (до 3-х лет с момента выпуска) уменьшился с 42% до 26%. Негативные тенденции по сжатию внешних рынков подталкивают белорусских международных перевозчиков к более активному, нежели прежде, взаимодействию с отечественными экспортерами. Благодаря этому удалось увеличить объем перевозок грузов в 2014 году, сообщил заместитель гендиректора БАМАП Николай Верховец. Достигнутый более чем 20-процентный рост объемов грузов, перевезенных белорусскими перевозчиками в экспортном направлении в прошлом году, позволил исключить порожние пробеги при подаче транспорта на загрузку в Европе на фоне сокращения ставок при перевозках импортируемых грузов.
Николай Верховец также отметил, что ассоциация в 2015 году ставит задачу снизить стоимость автоперевозок и повысить рентабельность работы перевозчиков. Кроме того, надо будет выполнить поставленную правительством задачу по увеличению валютной выручки в 2015 году не менее чем на 10% по сравнению с 2014 годом. "Мы предпримем все усилия, чтобы реализовать эту задачу", - сказал Верховец.
Сами перевозчики скептически оценивают перспективы роста рынка в 2015 году. Это пока подтверждают и данные статистики. По словам заместителя председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергея Борисюка, количество международных автомобильных перевозок в январе-апреле снизилось на 12%. Согласно данным о внешней торговле, за первый квартал Беларусь импортировала 563 грузовика, что составляет около 30% от уровня прошлого года. Впрочем, недовольство Александра Лукашенко тем, что в Беларусь в прошлом году было завезено 6,2 тысячи грузовиков, в том время как МАЗ испытывает сложности со сбытом своей техники, в БАМАП не стали обсуждать.
Еще одна из тем, которая уже давно волнует белорусских перевозчиков, это либерализация условий выполнения международных автомобильных перевозок на территории Евразийского экономического союза. Беларусь ратует за отмену разрешительной системы на осуществление перевозок грузов из/в третьих стран, налаживанию безбарьерой системы работы автоперевозчиков. Как сообщил заместитель директора департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Сергей Негрей, быстрых подвижек в этом направлении ждать не стоит. "8 мая главами государств [ЕАЭС] была согласована программа либерализации каботажных перевозок грузов в Евразийском союзе. Ее реализация разбита на четыре этапа с 2016 по 2025 год, каждый из которых предусматривает все более либеральные условия. Возможно, кому-то хотелось, чтобы она была реализована раньше в 2017 или 2018 году. Но пока это вылились в то, что вылилось", - сказал Негрей.
Правительствам стран ЕАЭС предстоит еще разработать механизм реализации данной программы. Негрей призвал активнее подключиться к этому процессу не только Минтранс, но и самих перевозчиков, которые "имеют неоценимый опыт".
По данным БАМАП за 2014 год, выручка от деятельности международного автотранспорта составила 11,7 трлн рублей, что на 9,1% больше 2013 года, несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру и непростую ситуацию на рынке транспортных услуг. Дело в том, что на фоне замедления темпов экономического роста в основных грузообразующих странах и взаимных ограничений в торговле Евросоюза и России отмечается снижение грузопотоков между Востоком и Западом, перемещаемых автомобильным транспортом, и обострение конкуренции на международном рынке транспортных услуг, сказали в БАМАП.
Валютная выручка по экспорту услуг автотранспорта составила в Беларуси в 2014 году 1,117 млрд долларов, что на 1% меньше, чем в 2013 году. При этом грузовой транспорт обеспечил поступление 1,090 млрд долларов.
Однако затраты, связанные с эксплуатацией грузовиков, за прошлый год увеличились на 11,5%. Как следствие снизилась прибыль дальнобойщиков. Рентабельность деятельности международных автоперевозчиков грузов приблизилась к нулю: 0,5% против 2,8% за 2013 год, отметили в БАМАП.
Экономическая ситуация привела к сокращению возможностей для обновления автопарка. За 2014 год темпы обновления парка сократились в два раза, удельный вес новых автотранспортных средств (до 3-х лет с момента выпуска) уменьшился с 42% до 26%. Негативные тенденции по сжатию внешних рынков подталкивают белорусских международных перевозчиков к более активному, нежели прежде, взаимодействию с отечественными экспортерами. Благодаря этому удалось увеличить объем перевозок грузов в 2014 году, сообщил заместитель гендиректора БАМАП Николай Верховец. Достигнутый более чем 20-процентный рост объемов грузов, перевезенных белорусскими перевозчиками в экспортном направлении в прошлом году, позволил исключить порожние пробеги при подаче транспорта на загрузку в Европе на фоне сокращения ставок при перевозках импортируемых грузов.
Николай Верховец также отметил, что ассоциация в 2015 году ставит задачу снизить стоимость автоперевозок и повысить рентабельность работы перевозчиков. Кроме того, надо будет выполнить поставленную правительством задачу по увеличению валютной выручки в 2015 году не менее чем на 10% по сравнению с 2014 годом. "Мы предпримем все усилия, чтобы реализовать эту задачу", - сказал Верховец.
Сами перевозчики скептически оценивают перспективы роста рынка в 2015 году. Это пока подтверждают и данные статистики. По словам заместителя председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергея Борисюка, количество международных автомобильных перевозок в январе-апреле снизилось на 12%. Согласно данным о внешней торговле, за первый квартал Беларусь импортировала 563 грузовика, что составляет около 30% от уровня прошлого года. Впрочем, недовольство Александра Лукашенко тем, что в Беларусь в прошлом году было завезено 6,2 тысячи грузовиков, в том время как МАЗ испытывает сложности со сбытом своей техники, в БАМАП не стали обсуждать.
Еще одна из тем, которая уже давно волнует белорусских перевозчиков, это либерализация условий выполнения международных автомобильных перевозок на территории Евразийского экономического союза. Беларусь ратует за отмену разрешительной системы на осуществление перевозок грузов из/в третьих стран, налаживанию безбарьерой системы работы автоперевозчиков. Как сообщил заместитель директора департамента транспорта и инфраструктуры ЕЭК Сергей Негрей, быстрых подвижек в этом направлении ждать не стоит. "8 мая главами государств [ЕАЭС] была согласована программа либерализации каботажных перевозок грузов в Евразийском союзе. Ее реализация разбита на четыре этапа с 2016 по 2025 год, каждый из которых предусматривает все более либеральные условия. Возможно, кому-то хотелось, чтобы она была реализована раньше в 2017 или 2018 году. Но пока это вылились в то, что вылилось", - сказал Негрей.
Правительствам стран ЕАЭС предстоит еще разработать механизм реализации данной программы. Негрей призвал активнее подключиться к этому процессу не только Минтранс, но и самих перевозчиков, которые "имеют неоценимый опыт".