Украинские события ударят по карману белорусских экспортеров
Белорусские экспортеры испытывают трудности с продажей своей продукции на украинский рынок из-за текущих событий у наших южных соседей. Эксперты прогнозируют уменьшение спроса на белорусские товары в Украине в ближайшее время. По крайней мере, на продукцию отечественного машиностроения.
В 2013 году товарооборот между Беларусью и Украиной превысил 6 млрд. долларов. Правда, по сравнению с 2012 годом он снизился на 20%.
Экспорт в Украину за 2013 год составил 4,195 млрд. долларов или 11,3% от общего объема экспорта. Импорт из Украины в прошлом году достиг 2,056 млрд. долларов. В итоге за 2013 год сложилось положительное внешнеторговое сальдо в размере 2,138 млрд. долларов.
По предварительной статистике за январь 2014 года, экспорт белорусских товаров в Украину практически остался на уровне предыдущего года при сохранении положительного сальдо в торговле, сообщил Naviny.by советник-посланник посольства Беларуси в Украине Игорь Милидович. Однако он не стал озвучивать конкретные цифры.
«У нас есть только предварительные данные. Боюсь, что с учетом украинской статистики из-за этих всех ситуаций могут быть существенные различия, и еще придется проводить сверку», — говорит дипломат.
Например, поставки своей техники в Украина с начала февраля приостановил Минский автозавод. Как отметил начальник отдела реализации грузовой техники в Украину ОАО «МАЗ» Сергей Зыль, в декабре прошлого года «МАЗ» заключил с украинцами договор на поставку более 100 единиц техники. В январе по этому контракту было продано порядка 40 единиц техники, затем девальвация в Украине перебила все планы.
«Они работали с нами в долларах США, покупали валюту на межбанке. За две недели гривна на межбанке, по-моему, упала по отношению к доллару на 25%. Соответственно, наша техника возросла в цене на 25%», — говорит Сергей Зыль.
Кроме того, говорит специалист, украинский Национальный банк запретил своим импортерам покупать валюту для оплаты поставок по предоплате. По этой причине «МАЗ» решает вопрос о продаже техники за украинскую гривну.
Тем временем основной конкурент белорусов — российский «КамАЗ» — вообще приостановил прием заказов из Украины и распродает только складские запасы.
«С одной стороны, можно в принципе подождать, пока в Украине стабилизируется курс, вернется к уровню прошлого года. Но с другой стороны, можно пойти им навстречу и продавать машины, потеряв чуть-чуть свой заработок, но не потеряв рынок. Это же главное», — считает Сергей Зыль.
По его словам, по итогам прошлого года «МАЗ» стал лидером по продажам грузовой техники в Украину. За 2013 год наши южные соседи купили у нас около 1100 единиц грузовой и прицепной техники. Похожими результатами в этом году похвастаться будет сложно.
Замедление роста продаж в Украину прогнозируют также в ОАО «Савушкин продукт». За последнее время объемы продаж продукции в эту страну там несколько упали.
«Это связано сразу с несколькими факторами. Во-первых, из-за волнений, которые сейчас происходят в Украине. Во-вторых, из-за девальвации гривны. Непонятно, какой курс сейчас устанавливать. Из-за этого есть небольшие задержки и снижения по продажам», — говорит специалист управления внешнеэкономической деятельности ОАО «Савушкин продукт» Роман Мирончук.
По его словам, из-за событий в Украине «Савушкин продукт» ощутил перераспределение потоков продажи товаров. В частности, по сетевому каналу наблюдается рост.
«Сетевой канал сбыта более состоятельный. Он менее подвержен различным влияниям и колебаниям. За счет этого канала у нас произошел рост на 10,14% по отношению к декабрю», — отмечает специалист.
Что касается розничного канала сбыта, то там наблюдается падение.
«Люди, которые покупают наш товар в мелких, розничных точках, они очень чувствительны к цене, поэтому там идет падение», — говорит Роман Мирончук.
Правда, большого падения продаж специалист не прогнозирует.
«У нас товар повседневного пользования. Люди по-прежнему едят, едят постоянно, поэтому я не ожидаю большого падения продаж», — говорит Роман Мирончук.
В целом спрос на нашу продукцию в Украине снизится, считает экономист Леонид Злотников.
«По крайней мере, в ближайшие полгода на продукцию машиностроения, поскольку им сейчас не до того», — говорит эксперт.
По его мнению, если Запад и предоставит Украине оперативную финансовую поддержку, то она будет направлена на неотложные меры — пенсии и другие социальные выплаты. На поддержку предприятий, в том числе и по закупке необходимого импорта, средства вряд ли найдутся. За исключением разве что нефтепродуктов, без которых жизнь вообще может остановиться.
Александр ЯРОШЕВИЧ