«Та заводская проходная, что в люди вывела меня...»
— Следующим востребованным видом деятельности предприятия стало изготовление газогенераторов, — вспоминает Иосиф Салейко. — Это была совместная идея с фирмой «Импэт». Образцы привезли из Шотландии.
Почти одновременно мотороремонтный завод начал монтировать установку по переоборудованию двигателей, чтобы вместо бензина использовать дизельное топливо. Поскольку в то время солярка была значительно дешевле бензина, это сулило владельцам автотранспорта приличную финансовую экономию. Рационализаторское предложение исходило от директора завода. Слонимчане первыми в стране совместно с Институтом механизации сельского хозяйства занялись этим новым видом деятельности. Ежемесячно переделывали более ста автомобилей. Заказов поступало много. Это позволило своевременно платить людям достойную зарплату, полностью сохранить трудовой коллектив, в котором работало около 400 человек.
Свою трудовую деятельность слонимчанин Иосиф Салейко начал очень рано. После восьми классов пошел работать в зеленхоз — необходимо было помогать родителям строить дом. Позже устроился на авторемонтный завод токарем. Но было большое желание учиться. Поступил в Жировичский техникум. После его окончания продолжал накапливать знания в Могилевском машиностроительном институте, совмещая учебу с работой.
Вскоре на предприятии его назначили мастером, а через два года — инженером-технологом. Со временем набрался практического опыта, умения работать с людьми. Это помогло продвижению по служебной лестнице. Следующей ее ступенькой стало назначение начальником моторного цеха, а через некоторое время — главным инженером авторемонтного завода.
В 1979 году бывший директор предприятия Михаил Заноза возглавил облсельхозтехнику. На освободившееся место была предложена кандидатура Иосифа Салейко. Его пригласили в горком партии и дали два дня на размышление. После некоторых раздумий согласился. Так и проработал в этой должности более 23 лет, а выйдя на пенсию, еще девять — начальником технического отдела. В результате общий стаж его работы на мотороремонтном — 32 года.
— Как только я возглавил предприятие, понял: необходимо создавать систему управления качеством, разработать собственные стандарты. В 1980 году мы доработали действующую систему ИСО, утвердили ее и начали жить и работать фактически по-новому. В коллективе установилась дружественная атмосфера. Директора других предприятий с завистью поглядывали в нашу сторону, убедившись, что вполне можно управлять коллективом без всяких эксцессов, — поясняет Иосиф Салейко.
Каждый работник получал ежемесячно специальный талон, в который вносились записи о поощрениях или лишении премии. По окончании месяца этот талон изымался, и на основании сделанных там записей бухгалтер начислял зарплату. Если работник допустил брак, то первый раз лишался 10 или 15 процентов прогрессивки. А если появился на рабочем месте в нетрезвом состоянии, не мог рассчитывать вообще ни на какие премиальные.
За время работы Иосифа Салейко руководителем завода было построено немало цехов, в том числе покраски, по ремонту топливной аппаратуры, двигателей, склад готовой продукции, механизированные площадки для хранения ремонтного фонда и металлолома, гараж. Многие заводчане по сей день благодарны бывшему директору за жилье — 80 работников мотороремонтного получили ключи от новых квартир. За свои средства завод построил детский сад на 140 мест.
Иосиф Павлович зарекомендовал себя и как талантливый рационализатор. На его счету около трех десятков рацпредложений. Среди многочисленных новаторских задумок директора — один из способов обновления фильтрующих элементов воздухоочистителя двигателя. Его вклад в развитие производства отмечался несколькими наградами, одна из которых — орден «Знак Почета».
Уже несколько лет как Иосиф Павлович не у дел. Но душой всегда остается с родным коллективом. Почти все построенные с его участием цеха дочернего предприятия «Слонимский мотороремонтный завод» Гродненского унитарного предприятия «Облсельхозтехника» успешно функционируют и ныне. Для ветерана это является своеобразным предметом гордости.
Геннадий ГИЛЬ, «СГ»