Основной закон, стимулирующий продажи: соотношение качества и цены
— Александр Леонидович, неужели все так безоблачно? Ситуация на внутреннем и внешнем рынках очень сложная: жесточайшая и нередко недобросовестная конкуренция, падение спроса, нехватка инвестиций и множество других проблем. Как решаете одну из главных задач — соотношение экспорт-импорт?
— Сегодня мы реально больше продаем, чем ввозим. Подтверждение тому — положительное сальдо. В основном мы ввозим то сырье, которое не можем произвести. Например, какао-бобы для «кондитерки» или хмель для пивоварения. Хотя и здесь есть изменения: из нашей потребности 200 тонн хмеля в год 50 тонн уже выращиваем в Брестской области. Много импорта «дает» нам Гродненская табачная фабрика. Тем не менее за полугодие предприятие увеличило продажи на экспорт в 8 раз, получив рентабельность выше, чем на внутреннем рынке — более 40 процентов. К слову, это те марки сигарет, которые принадлежат фабрике. Думаю, к 2016 году предприятие будет иметь положительное внешнеторговое сальдо. За счет увеличения производства свекловичного сахара сократили ввоз сахара-сырца. И так по многим позициям стараемся уходить от импорта.
Что принципиально важно — очень много начали вкладывать в продвижение продукции. Например, наши крупные предприятия «кондитерки» за полугодие вложили по несколько миллиардов рублей каждое. Сегодня нет проблем с сырьем. Более того, мы закупаем его значительно дешевле, сэкономив в этом году на каждой фабрике по более чем миллиону долларов. Как удалось? Серьезнее подошли к переговорному процессу, убрали посредников, закупаем напрямую. За счет увеличения отпускной цены на экспорт мы получили хорошую рентабельность от продаж и прибавку в валютной выручке.
Надо понимать, внешние рынки непростые, и в одночасье заменить дистрибуцию, которая создавалась одиннадцать лет, не так просто. Я не хочу сказать, что у нас все здесь гладко и легко. Но, тем не менее, благодаря совместным усилиям стараемся серьезно продвигать продукцию. Например, с одной из наших товаропроводящих сетей — Белорусской сахарной компанией — создано новое подразделение, куда были приглашены специалисты ведущих мировых компаний, работающих на российском рынке. Таким образом, мы вошли в федеральные торговые сети России.
— Вы сказали, что приглашали специалистов ведущих мировых компаний. Настолько остра проблема с профессиональными кадрами? Кажется, у нас среди выпускников вузов куда ни кинь — сплошь менеджеры…
— В принципе, хочу подчеркнуть, что у нас одно из самых слабых звеньев в пищевом, да и не только, производстве — уровень подготовки менеджеров по продвижению продукции. В этом плане мы далеко не всегда можем конкурировать с нашими зарубежными партнерами. Не случайно в крупных сетевых магазинах руководят маркетинговой политикой в основном ведущие зарубежные менеджеры. В первую очередь литовские, польские, да и российские, украинские. Причем это совсем недешевое удовольствие: их надо обеспечить достойной зарплатой и жильем. Наши вузы пока еще не готовят специалистов такого уровня. Хотя у зарубежных менеджеров есть определенное непонимание складывающейся на нашем рынке ситуации, особенностей ведения бизнеса. Думается, в ближайшее время и мы начнем готовить профессионалов по продвижению и сбыту нашей продукции. Ведь модернизация без соответствующих кадров — только половина дела. На наших предприятиях установлено оборудование мировых брендов, которое требует от специалистов соответствующей подготовки и знаний. А иначе получается как в белорусской поговорке: гаспадыня ўмела гатаваць, ды не ўмела падаваць.
— Александр Леонидович, не лучшим образом складывается ситуация на рынке пива. В прошлом году белорусские пивоваренные компании сократили производство этого напитка на 8,6 процента. Объемы реализации пива на внутреннем рынке также снизились на 11,4 процента к 2011 году. Прогнозировалось, что и в нынешнем рынок продолжит стагнировать — объемы реализации сохранятся на уровне 2012 года, либо произойдет падение. Между тем поставки импортного пива увеличились: из России в стоимостном выражении на 23,3 процента, Украины — на 76,7 процента.
— Пивной рынок достаточно сложный. Ключевыми проблемами являются рост цен из-за повышения ставок акцизов, что приводит в том числе к падению спроса, и интенсивность экспансии импорта. Понятно, что сегодня он не может развиваться отдельно от ситуации, которая происходит в мире вообще, и в Таможенном союзе в частности.
Мировой рынок пива оценивается где-то в 2 миллиарда декалитров в год и разделен между 10 крупнейшими игроками. Это 5 европейских компаний, китайские, японские, мексиканские и американские. Самый крупный производитель и потребитель пива в мире — из 2 миллиардов декалитров порядка 600 миллионов — это Китай. Второй по величине рынок потребления — американский, третий — Бразилия и четвертый — Россия, которая, кстати, сегодня потребляет пива в 20 раз больше, чем Беларусь.
У нас структура потребления алкогольной продукции, скажем так, не очень здоровая. Потребление пива достаточно низкое: если в Западной Европе оно составляет почти 68 литров в год, в Восточной — 59,4, то в Беларуси чуть больше 51 литра на душу населения. Например, в Чехии — 150 литров, Австрии — 108, Германии — 102.
А, по сути, рынок монополизировали 5 европейских компаний. «Хайнекен» создала 19 предприятий на территории европейских стран, в том числе в России и Беларуси. Кстати, в России отечественное пиво (компания «Очаков») занимает всего 2 процента. В целом тенденции развития российского и белорусского пивных рынков похожи. Мы практически одновременно начали модернизацию пивзаводов, производство пива выросло в 2 раза. Затем в связи с приходом западных брендовых компаний рынки стали высококонкурентными и в итоге перенасыщенными. На белорусском сегодня присутствует совершенно «нездоровое» количество импортного пива — около 30 процентов. Для примера: В Польше, Чехии — 1—5 процентов. Высочайшая конкуренция и нередко демпинг со стороны пришедших к нам компаний привели к падению нашего рынка. В 2008 году Россия резко подняла акцизы. Похожая ситуация и у нас. Пивной рынок начал стагнировать. Сегодня, по официальной статистике, в России за 5 месяцев 2013 года объем производства пива составил 84,5 процента к уровню прошлого года. У нас этот показатель выше — 101,5 процента — за счет экспорта. Но на внутреннем рынке мы потеряли порядка 6 процентов. И в России, и в Украине огромные мощности загружены лишь процентов на 60 —70, и им выгоднее продавать «в ноль», но не прекращать производство. Вот они и «сливают» свою продукцию на белорусский рынок.
— Если отечественный пивной рынок перенасыщен, не чрезмерны ли в этой ситуации белорусские мощности — с одной стороны, и как все-таки защитить наш «таможенный пивной» рынок — с другой?
— Думаю, в отношении третьих стран надо будет вносить предложения по определенным защитным мерам. Что касается мощностей, то скажу со всей определенностью: в Беларуси сегодня существующие мощности достаточны и совсем не лишние. Скажем, «Лидское пиво», «Аливария» испытывают недостаток в мощностях. ОАО «Крыница», имея самые большие мощности — 24 миллиона дал, реально выпускает порядка 17 миллионов при точке безубыточности — не менее 22 миллионов дал. Надо сказать, с точки зрения рентабельности продаж «Крыница» работает рентабельно. За прошлый год она получила порядка 30 миллиардов рублей прибыли от реализации. Но ситуация усугубляется тем, что у предприятия очень большой кредитный портфель. С учетом долговых обязательств она ежегодно платит порядка 56 миллиардов рублей по обслуживанию кредита. Так в итоге и получается чистый убыток. Между тем это одно их самых современных пивоваренных производств, выпускающих качественный продукт. Разные сорта пива «Крыницы» неоднократно завоевывали медали на самых престижных международных выставках. Поэтому сегодня существует одна проблема — финансовая. Заметьте, мировые брендовые компании, которые у нас работают, используют материнский капитал своих головных предприятий. Они более свободны в маркетинговом бюджете. Пиво «Крыницы» не дороже и не хуже по качеству, но нам не хватает в определенной степени силы бренда. У нас есть бизнес-план — в течение трех лет выйти на рентабельную работу. Предусматривается два варианта. Первый — собственными силами. Он сейчас согласовывается со всеми заинтересованными сторонами. Например, с банками по поводу удешевления кредитных ресурсов. Второй вариант — привлечение стратегического инвестора, нормального, прозрачного, который бы вложил деньги в экономику предприятия, не увеличивал бы импорт, как это нередко мы наблюдаем, а, наоборот, сокращал его.
— Думаете, их не испугает ситуация с «Балтикой»?
— Я не вижу ничего плохого с «Балтикой». Напротив, сегодня эта компания хочет снова вкладывать в развитие пивоваренной отрасли Беларуси. Она планирует выкупить часть акций у других акционеров, впрочем, это коммерческая тайна. Суть — она заинтересована в рынке Беларуси.
Нам нужны чистые, прозрачные и понятные инвестиции. К сожалению, у нас есть зарубежные компании, которые, имея свои недозагруженные мощности, с каждым годом увеличивают импорт.
Сегодня мы работаем над тем, чтобы создать такие экономические условия, которые стимулировали бы производство пива, в том числе и импортозамещающих лицензионных сортов в нашей республике.
Желающих прийти на наш рынок много. Причем те, кто уже работает, довольны качеством сырья. Мы сегодня полностью обеспечиваем белорусский рынок солодом и, кроме того, 50 процентов поставляем на экспорт. Ведем переговоры с мировыми лидерами о поставках нашего солода на их пивоваренные заводы за пределами Беларуси. Компании «Хайнекен» и «КарлсберГрупп» дали высокую оценку производству и качеству по всей цепочке. Надеемся, что в следующем году начнем поставки. К слову, на российском рынке профицит солода…
— Так за счет чего удалось пробиться?
— Соотношение цены и качества! Что называется, основной закон рынка — в действии.
А ведь надо понимать, что сегодня по многим позициям, кроме, пожалуй, «табачки», самый выгодный рынок — внутренний. На внешнем серьезная конкуренция. Точно так же, как западные компании поставляют нам продукцию с нулевой рентабельностью, а иногда и в минус для того, чтобы закрепиться на рынке, так и мы порой вынуждены поступать. Но это уже тема для отдельного разговора.
— Александр Леонидович, благодарю за интересную и содержательную беседу.
Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»